ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Может, мы дождались? На первый взгляд и правда кажется, будто с момента публикации интервью Дмитрия Медведева журналу “Эксперт” в российской политике наличествует настоящее идеологическое противостояние. Не привычная карикатура, когда бессильная или сателлитная группировка высказывает якобы иное мнение, чтобы через короткое время радостно подавиться им, а именно что схватка: сторонник “суверенной демократии” Владислав Сурков, заместитель руководителя администрации президента, против сторонника демократии без определений Медведева.

И ведь что приятно: каждый из участников схватки отлично известен и сейчас весьма на виду, каждый располагает значительными политическими и административными ресурсами; отличие, может быть, только в том, что Медведев – кандидат в преемники, т. е. вроде бы парень из будущего, а Сурков – последний ельцинский кадр во всей системе российской власти, т. е. вроде как из прошлого.

Дмитрий Медведев заочную полемику с Владиславом Сурковым затеял в беседе с Валерием Фадеевым – не только главным редактором “Эксперта”, но и одним из организаторов программного документа под названием “Экономическая модель суверенной демократии”, который висит на сайте партии “Единая Россия”, каковую партию в политическом обиходе принято считать сурковской. Вроде бы Медведев громит врага: “Демократия – абсолютно фундаментальная вещь. И ее можно противопоставлять только диктаторским и тоталитарным режимам” – и надо это понимать так, что осетрина бывает одной свежести, первой, она же и последняя. А дальше первый вице-премьер уничтожающе говорит о дорогом для собеседника понятии “суверенная экономика” (модель которой в упомянутом документе призывают внедрить в России): Медведев переводит ее как “государственную экономику”, считает, что это означает огосударствление экономики, и решительно возражает.

Однако подробное сравнение программ – с сайта “Единой России” и той, которую излагает Медведев “Эксперту” (если, конечно, ее можно считать программой), – показывает, что принципиально они не различаются. На сайте предмет изложен поподробней и поконкретней; Медведев говорит общими гладкими бюрократическими фразами; отличие – только в терминологии.

Но беда-то в том, что сейчас реальная суть высказываний значит чрезвычайно мало: смысл всякого длинного выступления, разбираться в котором охотников почти не бывает, нам как раз и заменяют броские слова и выражения, а они у наших героев принципиально, подчеркнуто разные. Так что все-таки мы можем собираться под два знамени: “демократии без привкуса” и “суверенной демократии”.

Было бы неплохо и даже полезно, если б под эти знамена собирались люди, вкладывающие какое бы то ни было содержание в то или другое понятие. Но так не выйдет: будут ставки – как на скачках.

Волшебно чувство бессмысленного азарта!