Монополия торгуется


“Газпром” приобрел 75,7% акций “Газпром нефти” (до 1 июля – “Сибнефти”) у Millhouse Capital в октябре, заплатив за них $13,7 млрд. А спустя пару дней топ-менеджеры нефтяной компании признались, что по итогам 2005 г. она впервые за многие годы снизит добычу нефти. В июне выяснилось, что и запасы бывшей компании Романа Абрамовича намного ниже. Новый аудитор “Газпром нефти” – DeGolyer & MacNaughton – подсчитал, что доказанные запасы нефти и газового конденсата “Газпром нефти” по стандартам Общества инженеров-нефтяников (SPE) уменьшились на конец 2005 г. на 17,5% по сравнению с 2004 г.: 3,398 млрд баррелей нефтяного эквивалента против 4,119 млрд баррелей на конец 2004 г., насчитанные прежним аудитором Miller & Lents.

В том, что лучшие времена “Газпром нефти” остались позади, “Газпром” не спешил признаваться. Но теперь концерн решил извлечь выгоду из ухудшившегося состояния “Газпром нефти”. Падение ее добычи и сокращение запасов монополия решила использовать в качестве козыря в переговорах с ЮКОСом о цене выкупа оставшихся у него 20% “Газпром нефти”. Встреча представителей “Газпрома” с руководством лондонского офиса ЮКОСа запланирована на днях, сообщила “Ведомостям” представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон.

В плане финансового оздоровления менеджмент ЮКОСа оценил 20%-ный пакет “Газпром нефти” в $4,08 млрд, а управляющий GML Тим Осборн – в $3–4 млрд. Но такая цена не устраивает “Газпром”. На минувшей неделе его первый зампред правления Александр Ананенков направил письмо президенту ЮКОСа Стивену Тиди и председателю совета директоров Виктору Геращенко (его копия есть у “Ведомостей”), где объясняет, что “Газпром” не может заплатить за 20% “Газпром нефти” “рыночную цену согласно котировкам”.

Снижение запасов нефти и рост расходов на разведку и добычу (в 2007 г. они, по оценкам “Газпрома”, составят $5,5 за баррель нефтяного эквивалента) оказали “негативное влияние на базовую стоимость компании”, говорится в документе. Free float “Газпром нефти” составляет всего 4,4%, а круг потенциальных покупателей 20%-ного пакета ЮКОСа весьма ограничен, и нельзя говорить о надбавке за контроль. Конкретную цену авторы письма не называют. Но в качестве примера приводят сделку между ConocoPhillips и “Лукойлом” в 2004 г., исходя из параметров которой цена 20% акций “Газпром нефти” может быть $1,3–1,9 млрд. “Но эту цифру нельзя называть нашим предложением ЮКОСу, – говорит начальник юридического департамента “Газпрома” Константин Чуйченко. – Мы готовы предложить ЮКОСу гораздо более высокую цену, но она должна быть справедливой”. По его мнению, справедливая цена – рыночная стоимость 20% акций “Газпром нефти” с дисконтом 30%.

Эксперты считают, что “Газпром” предлагает слишком мало. “Применять такой большой дисконт к публично торгуемой компании неправильно”, – считает руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. “Это очень дешево, – соглашается управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов. – Но вопрос в том, готов ли кто-то другой предложить за этот пакет большую сумму”. Вряд ли Стивен Тиди, покидающий пост президента ЮКОСа 1 августа, согласится продать акции “Газпром нефти” с таким дисконтом, уверен источник, близкий к руководству ЮКОСа, ведь такая сделка может впоследствии оспариваться миноритариями ЮКОСа.