Раскрепостились


“To be – wow! – or not to be?” – бросает легенда фанка Мэйсео Паркер в танцующую от эйфории толпу поклонников, выдувая вслед трехэтажную саксофонную спираль. “Wow!” – неистовствует от шекспировского рэпа публика фестиваля JazzQ.

Бывший Петропавловский фестиваль сменил имя – в надежде выйти за пределы крепости в мировой джаз – и собрал больше известных музыкантов, чем год назад: Мэйсео Паркер, Рэнди Вэстон, Эдди Пальмьери, проект Стэнли Кларка и Джорджа Дюка. Российский джаз представили самые именитые профессионалы – биг-бэнд Игоря Бутмана и проект петербургского трио Андрея Кондакова, Владимира Волкова, Вячеслава Гайворонского.

На фестивале к трио подключились барабанщик Александр Машин (Москва) и Оливье Кер-Урио (Франция) с губной гармоникой. А саксофонист Владимир Чекасин (Вильнюс) завел зал и превратил игру в хеппенинг. Смесь авангарда и джаза по плотности информации обладала, пожалуй, самым высоким IQ на всем JazzQ. Слуху не удается застрять на одной линии: музыканты гоняют его по фактуре, как футбольный мяч. Труба, сопрано-саксофон и гармоника то царапаются за пространство вверху, то изображают треснувшие по швам унисоны с роялем и контрабасом. Высокотехнологичный раздрай закончился веселым перформансом на одной ноте.

Достойный пункт фестивального бюджета – поддержка молодых. Спонсоры учредили ежегодный грант на обучение в престижном Berklee College of Music. Конечно, одним грантом в год не вырастишь поколение – организаторы обещали развивать проект.

Звезда латиноамериканского джаза Эдди Пальмьери и Afro-Caribbean All Stars привезли композиции нового диска Listen Here! Барабанщик Орасио Эрнандес, как фокусник, достает еще один ритмический паттерн, когда на каждой руке и ноге уже висит по два, а в соло самого Пальмьери кубарем катятся аккорды, которые он спускает с клавиатуры-лестницы, меняя краски с каждой ступенькой.

80-летний Рэнди Вэстон приехал со своим African Rhythm Trio. Добрую часть жизни он провел в Африке, изучая музыку африканских племен, а после пропагандировал ее в Америке. Вэстон играет сагу на рояле: время тягуче, события размеренны, раскидистая фактура погружена в басы. Манера лениво прихватывать к мелодии соседние клавиши похожа на профессионально хриплый голос джазового певца. Феерические соло Алекса Блейка (контрабас) и Нила Кларка (перкуссия) заверчивались побочными сюжетами. Под конец трио играло музыку певцов-целителей гнауа: в трансе ухо еще невольно замечало виртуозность, но мысль о ней уже казалась низменной прагматикой. С попыткой завести в расписании графу “фолк” на этот раз вышел прокол: ни московская Zventa-Sventana, ни турецкий Sarikamis не оправдали ожиданий.

Удовольствие от качественного open-air заметно подпортили двое ведущих-затейников во вкусе попсы. Вряд ли они соответствуют цели, заявленной организаторами, – вывести петербургский фестиваль на уровень мировых стандартов.