РЖД возьмет вагоны в аренду


Грузовая компания, стоимость которой РЖД оценивает в $6,4–8,9 млрд, должна заработать уже в следующем году. РЖД передаст ей свыше 500 000 из своих 630 000 грузовых вагонов. И на нее уже не будут распространяться гостарифы. Но чиновники изначально задумали, что РЖД, как и раньше, на переходный период никому не сможет отказать в перевозках. И для тех, кто захочет везти по гостарифам, РЖД будет арендовать отданный “дочке” парк, отдавая ей за это в среднем 15% тарифа.

Как стало известно “Ведомостям”, таких желающих будет немало. По оценкам РЖД, Грузовая компания самостоятельно повезет максимум 30% грузов. Оставшиеся 70% повезет сама госмонополия, говорят в пресс-службе РЖД. Главным образом это будет уголь, кокс, лес и хлебные грузы, гостарифы для которых наиболее выгодны. А доходные нефтеперевозки и перевозки удобрений достанутся Грузовой компании. Если она не сможет нарастить их объемы, ее выручка составит в 2007 г. 74 млрд руб., EBITDA – 33,5 млрд руб. Максимум, которого сможет добиться новый оператор, – 80 млрд руб. выручки и 38 млрд руб. EBITDA.

В 2005 г., по данным РЖД, ее парком перевезли 87% леса, 91% кокса и 93% угля. А парком частных операторов – 83% сырой нефти, 85% светлых нефтепродуктов, 85% калийных удобрений. Все дело в действующем для всех операторов прейскуранте, объясняет правительственный чиновник. К примеру, уголь по этому прейскуранту в среднем на 15% дешевле возить парком РЖД. Главная причина в том, что для парка РЖД нет отдельной платы за порожний пробег вагонов в обратном направлении. А нефтепродукты в среднем на 29–30% дешевле возить в частных вагонах, говорит госслужащий. Невыгодно развивать перевозки угля и леса и самим частным операторам, ведь тарифы для этих перевозок самые низкие, добавляет менеджер СУЭК.

В РЖД настаивают, что даже с 30% прежних перевозок госкомпании ее новая “дочка” станет крупнейшим независимым оператором на рынке. Ведь у второго по величине после госмонополии оператора – “Северстальтранса”, по его собственным данным, общий парк на начало года составлял 31 000 вагонов. А общие перевозки в 2005 г. – порядка 100 млн т.

В 2008 г. доля собственных перевозок Грузовой компании должна подрасти, говорят в РЖД. Все будет зависеть от госрегулирования тарифов. Но чиновники в замешательстве. В бизнес-плане Грузовой компании такой прогноз не указан, говорит и. о. директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов. Но если это действительно так, получается, что цель создания Грузовой компании – дерегулировать тарифы для самых доходных перевозок, а все проблемы оставить РЖД. С такой целью создание Грузовой компании бессмысленно, заключает Михайлов. Директор департамента ФБК Игорь Николаев оправдывает РЖД: передав Грузовой компании весь парк, она увеличивает ее капитализацию в расчете на будущее IPO, от которого планирует получить до $3 млрд. РЖД пообещала, что продаст до 49% акций “дочки” в 2008–2009 гг. и потратит привлеченные деньги на инфраструктуру.

Впрочем, сразу три профильных чиновника уверены, что с любым прогнозом проект РЖД по созданию Грузовой компании будет утвержден советом директоров.