“У нас уходят в 60”

Джон Браун начинал работать в BP в 1966 г. стажером/ Д. Гришкин

Сегодня гендиректор BP Джон Браун должен объявить о том, что в феврале 2008 г., по достижении 60 лет, уйдет в отставку, сообщила FT. “[Браун] и совет директоров договорились, что он уйдет из компании в 60 лет”, – рассказал FT источник, близкий к нефтяной компании. Представитель BP Роберт Уайн подтвердил “Ведомостям”, что в 2008 г. контракт Брауна истекает и совет директоров решил его не продлевать в связи с наступлением пенсионного возраста гендиректора. “Вообще-то в Великобритании по трудовому законодательству пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, но в BP особая корпоративная культура, у нас уходят на пенсию в 60”, – уточнил Уайн. По его словам, сотрудники более старшего возраста – “скорее исключение”. Тем не менее сам Браун надеялся на продление контракта, сообщил источник FT, однако на его уходе настаивает председатель совета директоров BP Питер Сазерленд. К 2008 г. лорд Браун проработает гендиректором компании уже 13 лет и совет директоров решил, что этого достаточно, заявили два источника газеты, близких к BP.

Джон Браун – один из самых успешных топ-менеджеров в Великобритании. В British Petroleum он пришел в 1966 г. стажером. В 1989 г. возглавил BP Exploration, с 1991 г. – член совета директоров BP, в 1995 г. избран гендиректором группы. В 1998 г. Джон Браун был возведен в рыцарское достоинство, с 2001 г. – член палаты лордов. К тому же Браун – независимый директор Intel Corporation и Goldman Sachs. Под его руководством BP превратилась в самую успешную в Европе энергетическую группу, укрепив и свои позиции в США через поглощения нефтяных компаний Amoco и Arco. Но выход BP на многообещающий российский рынок оказался неудачным: в 1997 г. компания приобрела у “Интерроса” и фонда Kantupan 10% акций нефтяной компании “Сиданко” за $484 млн, но уже через два года “Сиданко” оказалась банкротом. Контроль над ее крупнейшими “дочками” – “Черногорнефтью”, “Кондпетролеумом”, “Варьеганнефтью” и “Варьеганнефтегазом”, также находившимися в состоянии банкротства, перехватила ТНК.

BP не смогла отстоять свои инвестиции в России, и Браун был вынужден пойти на переговоры с акционерами ТНК, которые закончились объединением нефтяных активов этой компании и российских активов BP. Образовавшаяся в 2003 г. компания ТНК-BP сейчас обеспечивает 25% нефти BP, и Браун очень радеет за эту “дочку” – он неоднократно обсуждал ее дела с Владимиром Путиным. Вера Брауна в Россию недавно проявилась еще раз: во время IPO “Роснефти” BP вложила в ее акции $1 млрд. Инвесторы и аналитики, опрошенные FT, самым вероятным преемником Брауна считают руководителя департамента разведки и добычи Тони Хейворда. Но сам Браун в прошлом году говорил, что желал бы видеть во главе компании выходца из Индии или Китая, так как считает азиатские рынки перспективными. FT среди кандидатов на должность гендиректора BP называет главу департамента безопасности и окружающей среды Иана Кэнна, главу нефтепереработки и маркетинга Джона Манцони, заместителя Хейворда Эндрю Инглиса и президента ТНК-BP Роберта Дадли. В BP отказались назвать возможных претендентов на пост гендиректора. “Этот вопрос будет решать совет директоров”, – заявил Уайн. А представитель ТНК-BP отказался комментировать действия акционеров.

Уайн затруднился назвать “Ведомостям” сумму компенсации, которую может получить Браун при выходе на пенсию. Бывшему гендиректору ExxonMobil Ли Реймонду, покинувшему пост в январе 2006 г. в возрасте 67 лет, компания заплатила более $400 млн – самое щедрое вознаграждение при выходе на пенсию за всю корпоративную историю США. Впрочем, только в виде дивидендов за I квартал 2006 г. BP заплатила Брауну около $125 000. Ему принадлежат 0,011% обыкновенных акций BP (их стоимость вчера – $25,62 млн) и опцион на выкуп еще 0,03%.