За порогом


Российские суды получают средства федерального бюджета, а Росфиннадзор – подведомственная Минфину служба – занимается контролем за использованием бюджетных денег. Роль проверяемых судьям не нравится. Часто проверки серьезно осложняют хоздеятельность, сетует руководитель аппарата ВАС Игорь Дроздов.

На днях президиум ВАС рассмотрел проект постановления, разрешающий региональным судам пускать сотрудников Росфиннадзора, только когда они получат согласие Иванова на проверку. “Проведение территориальными органами Росфиннадзора проверок без указанного согласования не допускается”, – говорится в проекте. Это попытка защититься от возможного давления со стороны исполнительной власти, говорит Дроздов. Иногда проверка Росфиннадзора следует за процессом, проигранным органами Минфина, или идет одновременно со слушаниями по делу, в котором финансовые госорганы выступают одной из сторон. “В одном из судов Росфиннадзор обнаружил серьезные нарушения, но еще до начала проверки руководство суда предупредило нас о возможном давлении со стороны исполнительной власти в связи с рассматривавшимся там делом”, – рассказывает Дроздов. Председатель Московского арбитражного суда Олег Свириденко также отмечает, что суд столкнулся с целой серией проверок Росфиннадзора и Счетной палаты, они следовали одна за другой и касались одних и тех же вопросов.

Судьи предпочитают, чтобы их проверяла Счетная палата. “Проверки судов исполнительной властью, к которой относится Росфиннадзор, нарушают принцип разделения властей”, – поясняет Дроздов. А Счетная палата не относится к исполнительной власти и не выступает стороной в спорах. Так же думает и Свириденко.

Осенью проект постановления рассмотрит пленум ВАС, перед этим его еще раз обсудит президиум. Судьи могут регламентировать проверки судов и другими контрольными органами, допускает Дроздов. Недавно главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил о закрытии столовой арбитражного суда Мособласти, назвав ее “худшим объектом общепита в столице”. В это время там рассматривалось дело о продаже грузинских вин, говорит источник в судебной системе. Сотрудникам Роспотребнадзора для проведения проверки тоже может потребоваться санкция Иванова.

Не дожидаясь выхода постановления, суды во Владивостоке и Ульяновске уже отказались пускать сотрудников Росфиннадзора, говорит его руководитель Сергей Павленко. “В судопроизводство контролеры не вмешиваются, а проверяют только финансово-хозяйственную деятельность судов”, – отмечает Павленко. Он написал Иванову письмо, где предложил, чтобы председатель ВАС утверждал список подлежащих проверке Росфиннадзора судов на год, а проверка проходила в суде раз в три года. По словам Дроздова, эта мера ВАС не устраивает. Чиновник одного из ведомств, впрочем, уверен, что компромисс будет найден. Новое руководство ВАС заинтересовано в искоренении финансовых нарушений, а если не пускать для проверки, например, сотрудников Госпожнадзора, то здание в один прекрасный момент просто сгорит, говорит он.

Эксперты, однако, на стороне судей. Игорь Николаев из ФБК полагает, что проверки нарушают принцип разделения властей. Правда, в Конституции независимость судов лишь продекларирована, но в чем она должна выражаться с финансовой точки зрения, неизвестно, говорит управляющий партнер юркомпании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Автономность судебной власти должна поддерживаться и на уровне контроля за финансами, говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, по мнению которого Счетная палата справится с контролем.