Зальцбург в юбилее


Зальцбургский фестиваль – это, во-первых, разнообразие и качество, во-вторых – предельная концентрация искусств в малом пространстве. Кроме того, Salzburger Festspiele – торжество культурных традиций. Фестиваль основан в 1920-м выдающимися деятелями австро-немецкой культуры (среди них Рихард Штраус, Макс Райнхард, Гуго фон Гофмансталь), нашедшими, что родина Моцарта – самое подходящее место для воплощения креативных идей в области музыки и театра. Они угадали: Моцарт-штадт оказался тем самым брендом, на котором строилась и строится фестивальная политика и который привлекает сюда миллионы туристов. Здесь все создано для праздности и оптового поглощения искусства, для жителей австро-немецкого пространства посещение SF – привычка, передаваемая по наследству. Как, впрочем, и для многих культурных европейцев.

По традиции SF всегда открываются двумя знаковыми вещами: спектаклем Jedermann (“Каждый”) по пьесе Гуго фон Гофмансталя, который всегда играется под открытым небом на Domplatz – площади перед Домским собором. С этой пьесы в постановке Макса Райнхарда началась история фестиваля. В этом году в притче о раскаявшемся и прощенном грешнике (Петер Симонишек) роль Любовницы играет красавица Нина Хосс – та самая, которая пленила Москву в спектакле берлинского Дойчес театра “Эмилия Галотти”, ставшем одним из главных событий прошлого сезона. Хроника жизни начинается при дневном свете, а заканчивается ночью, что символизирует естественный ход событий: роскошный пир, беззаботные наслаждения – в лучах солнца, появление Смерти – в темноте при свете факелов.

В это время в Большом Фестшпильхаусе Венский филармонический оркестр при полном зале начинает традиционный концерт, открывающий музыкальную часть фестиваля. Попасть на него непросто. “Винер филармоникер”, один из лучших европейских коллективов, – официальный оркестр фестиваля, что-то вроде австрийской святыни, обеспеченной высокими гонорарами, и гарант стабильности культурных традиций. Пять вечеров “Винер филармоникер” с главными дирижерами планеты (Даниэлем Баренбоймом, Роджером Норрингтоном, Риккардо Мути, Пьером Булезом, Николаусом Арнонкуром), утренний гала с участием певиц из топ-списка свежих и ярких (Анны Нетребко, Патрисии Петибон, Магдалены Кожены) и молодого дирижера Дэниэля Хардинга (открытие прошлого московского сезона) – визитка симфонической программы SF-2006. За ней следуют не менее прекрасные концерты “Берлинер филармоникер” с Саймоном Рэттлом и Королевского оркестра “Концертгебау” с Марисом Янсонсом за дирижерским пультом и пианистом Альфредом Бренделем в ранге национальной святыни.

Моцарт юбилейный – главная приманка Зальцбурга-2006. В обычные годы зальцбургский гений, представленный двумя-тремя оперными названиями, делился местом с авторами XX в. и создателями мейнстрима, который в прошлом году представляла гламурная “Травиата” в постановке Вилли Декера с Netrebko-Star в роли рекламной приманки. Премьера оперы Верди транслировалась австрийским телеканалом на всю Европу, собрав миллионную аудиторию, а билеты на живую “Анью” достигли на стихийно возникшем черном рынке заоблачных высот. В этом году роль зальцбургского хита будет играть “Свадьба Фигаро” Моцарта (режиссер Клаус Гут), где Нетребко поддержит сам Николаус Арнонкур – дирижер, с которого в 2002-м вспыхнула мировая слава российской певицы, дебютировавшей здесь в “Дон Жуане”.

Превосходная продукция, подтверждающая мировой имидж Зальцбурга как выставки достижений европейского театра, практически уже вся распродана, но попытаться схватить удачу, надеясь на покупку билета с рук, стоит из-за Хардинга за дирижерским пультом и состава певцов: Дон Жуан – Томас Хэмпсон, Донна Анна – Кристине Шефер, Донна Эльвира – выступавшая в Москве Мелани Динер. В случае неудачи найдется компенсация в виде других спектаклей: за свои неполные 36 лет Моцарт написал столько прекрасной и беззаботной музыки, что можно смело идти на любой из 22 двух его опусов – от зингшпиля “Бастьен и Бастьена”, созданного в 12 лет, до оперы “Волшебная флейта”, законченной на пороге внезапной смерти, – этим летом здесь оживет все.

Цифра 22 – вовсе не безумие, а ход, сулящий помимо разнообразных художественных впечатлений крупный финансовый выигрыш: под брендом “Моцарт юбилейный” будет продано все, что зальцбургский шалопай написал от младенчества до заката. Можно будет увидеть такие репертуарные раритеты, как “Асканий в Альбе” в умершем жанре домашнего придворного празднества, сочиненный по случаю высокого бракосочетания, состоявшегося в эпоху императрицы Марии Терезии.