Без оглядки на Иванова


Вице-премьер, куратор оборонки в правительстве Сергей Иванов в последнее время не раз говорил о возможности разрыва военно-технических связей между Москвой и Киевом в случае вступления Украины в НАТО. Последний раз Иванов сказал об этом в начале июня, посещая петербургский Завод имени Климова. Именно на этом заводе планируется освоить производство авиадвигателей взамен поставляемых с Украины предприятием “Мотор Сич” – эти двигатели устанавливаются почти на всех типах серийно производимых в России вертолетов. Однако, как подтвердил “Ведомостям” источник в правительстве России, в планы по созданию под эгидой “Рособоронэкспорта” двигателестроительного холдинга входит включение в него и “Мотор Сич”. Создание холдинга до конца лета должно быть рассмотрено, по словам источника, на заседании военно-промышленной комиссии правительства. Правда, Иванов, как председатель военно-промышленной комиссии, выступил в понедельник на совещании у президента против его создания, поскольку это приведет к исчезновению конкуренции. Тем не менее президент ОАО “Мотор Сич” Вячеслав Богуслаев подтвердил “Ведомостям”, что подобная интеграция предприятия в создаваемый в России холдинг “будет выгодна обоим партнерам”. В “Рособоронэкспорте” от комментариев воздержались.

“Мотор Сич” не входит в перечень стратегических предприятий, поэтому юридических препон для вхождения его в российский холдинг нет, отмечает Валентин Бадрак из киевского Центра исследования армии, конверсии и разоружения.

Таким образом, отраслевые интересы авиадвигателестроения, защищаемые “Рособоронэкспортом”, стали противоречить военно-политической доктрине об опасности импорта оборонной продукции с Украины в случае ее вступления в НАТО, констатирует эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Интересы “Рособоронэкспорта” понятны – намного выгоднее купить за относительно небольшие деньги украинское предприятие, чем вкладываться в создание собственных производств, говорит научный редактор журнала “Экспорт вооружений” Михаил Барабанов. По словам Макиенко, “Мотор Сич” контролируется менеджерами, ориентированными на дружбу с Россией, что делает включение предприятия в российский холдинг важным и с политической точки зрения. “Защита наших людей от давления националистических сил, а оно уже имело место, важнее опасений за бесперебойные поставки двигателей к вертолетам в случае вступления Украины в НАТО”, – говорит Макиенко.