Быстрые деньги на дивидендах


В 2002 г. фонды прямых инвестиций Texas Pacific Group (подразделение Goldman Sachs) и Bain Capital купили у британской Diageo сеть закусочных Burger King. В то время сеть была убыточна, и фондам даже удалось договориться о снижении цены с первоначальных $2,3 млрд до $1,4 млрд. Сами фонды выложили треть от этой суммы, а оставшаяся часть была взята в долг, впоследствии повешенный на сеть закусочных. Практически сразу после продажи Burger King начала платить новым хозяевам комиссионные за управление на десятки миллионов долларов. В феврале 2006 г. сеть объявила о планах провести первичное размещение акций и о решении выплатить акционерам $367 млн дивидендов, причем частично на заемные средства. В общей сложности без утраты контроля над Burger King фонды получили $511 млн, что примерно равно их первоначальным инвестициям, а в ходе майского IPO их доли были оценены в $1,8 млрд. У самой сети быстрого питания дела идут не столь блестяще: хотя ей удалось остановить падение продаж и открыть рестораны в Китае, ее доля рынка сокращается, а акции со времени IPO подешевели на 13%.

Частный капитал – хедж-фонды, фонды прямых инвестиций и компании венчурного капитала – становится все более агрессивным. Совокупные активы под их управлением в 2005 г. достигли $1,5 трлн. Хотя это не так много по сравнению с $54 трлн под управлением пенсионных и паевых фондов, их активность в управлении компаниями становится все более заметной. С начала года, по данным Thomson Financial, доля фондов прямых инвестиций в сделках по слияниям и поглощениям составила 24% от их объема – по сравнению с 14% во время бума 1988 г.

В 80-е гг. бизнес фондов прямых инвестиций приносил хороший доход, но окупался далеко не за один год. Теперь же благодаря низким процентным ставкам и доступности заемных средств фонды имеют возможность получать от компаний дивидендный доход практически сразу после покупки. На заемные средства платили дивиденды звукозаписывающая Warner Music Group, производитель матрасов Simmons Bedding, производитель стрелкового оружия Remington Arms и Hertz, крупнейшая в мире компания по прокату автомобилей. С 2003 г., по данным S&P, для выплаты дивидендов фондам прямых инвестиций компании заняли $69 млрд – по сравнению с $10 млрд за предшествующие шесть лет. Две трети таких займов получают спекулятивный рейтинг, и более 25% из них через пять лет компании вернуть не могут.

В 1994 г. Bain Capital и фонд Goldman Sachs купили производителя оборудования для медицинской диагностики Dade International за $450 млн, причем из этих средств всего $85 млн принадлежало самим фондам. В 1996 г. Dade купила подразделение DuPont, увеличив долг, а в 1997 г. слилась с Behring Diagnostics. В 1999 г. Dade Behring снова заняла, чтобы выкупить свои акции у Bain и Goldman, а ее долг вырос до $902 млн. После этого дела компании пошли плохо, и, чтобы реструктурировать долг, в 2001 г. она собиралась объявить о банкротстве. Кредиторы пригрозили Dade Behring иском за выплату “незаконных дивидендов”, но, после того как от требований к компании отказались Goldman и Bain, согласились в суд не подавать. В августе 2002 г. Dade Behring все же объявила о банкротстве и в том же году стала публичной компанией.

Долг, взятый с целью выплаты новым владельцам, принес неприятности и оператору спутников Intelsat. В 2001 г. Intelsat стал частной компанией, а в 2004 г. его купили за $3 млрд фонды прямых инвестиций Apollo Management, Apax Partners, Madison Dearborn Partners и Permira. Средства самих фондов в этой сделке составили $515 млн. Новые владельцы Intelsat начали управление компанией с выплаты себе $306 млн дивидендов. Всего в 2005 г. спутниковый оператор выплатил им $576 млн, его долг рос, а кредитные рейтинги несколько раз снижались. В том же году Intelsat заявил о планах занять еще $3 млрд – на покупку конкурента PanAmSat, который тоже контролируется фондами прямых инвестиций. В 2004 г. KKR, Carlyle и Providence Equity Partners заплатили за PanAmSat $4,3 млрд, и через два месяца после этой сделки оператор заплатил на заемные деньги $245 млн дивидендов, а через пять месяцев – еще $200 млн. Чтобы успокоить рейтинговые агентства, Intelsat пообещал не выплачивать новых дивидендов в течение года. (Использована информация WSJ.)