Чутье на водку


За последний год 38,4% россиян покупали товары, зная или предполагая, что они поддельные, обнаружила Gallup. Чаще всего приобретались нелегальные CD или аудиокассеты (56%), а также фильмы – на видеокассетах, дисках или DVD (48,5%). Респонденты соглашались также купить контрафактные продукты питания (39,2%) и напитки, алкогольные и безалкогольные (35,2%). Чаще нелегальную продукцию покупают молодые жители крупных городов: 53% респондентов в возрасте от 15 до 24 лет и 51% москвичей купили подделки.

По оценке Международного альянса по защите интеллектуальной собственности (IIPA), на российском рынке кинопродукции 80% контрафакта, в сфере музыки показатель несколько ниже – 67%. Опрошенные “Ведомостями” эксперты считают, что россияне пока недостаточно хорошо информированы и часто просто не могут отличить пиратскую продукцию от легальной. Более осознанный выбор способны делать более обеспеченные граждане, считает помощник министра экономразвития Юрий Любимов. Они знают о существовании проблемы и отдают себе отчет в том, что покупают контрафакт, соглашается партнер Baker & McKenzie Евгений Ариевич.

Лучше всего у россиян с чутьем на паленую водку: подделки на рынке занимают примерно такую же долю, в какую россияне ее оценивали при покупке спиртного, – а именно 40%, подтверждает президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов.

За прошедший год подделки покупали 36% респондентов с доходом 3000 руб. и меньше на человека в семье. Среди тех, чей доход – от 3000 до 6000 руб. на человека, таковых 33%, от 6000 до 12 000 руб. – 43%, а от 12 000 руб. и выше – 61% опрошенных. Эти данные опровергают распространенное мнение, что чем беднее человек, тем больше он покупает контрафактной продукции, поскольку она дешевле, но не всегда хуже по качеству.

При нынешнем уровне жизни в России такие результаты логичны, считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. Люди с доходом меньше 3000 руб. все тратят на еду и оплату услуг. Чем выше доходы, тем выше потребление – и вероятность купить подделку. У тех, кто зарабатывает 12 000 руб., есть музыкальные центры, видеомагнитофоны и компьютеры, 5–7% месячного дохода они тратят на развлечения. Они уже могут себе их позволить, но стараются экономить, потому и покупают контрафактные диски, отмечает Поляков. На эту же группу ориентируются и продавцы лицензионной продукции, считает директор компании “Видеосервис” (дистрибутор Disney и Sony) Вячеслав Добычин. По мнению Полякова, стандарты потребления, когда человек готов доплатить за качество и подлинность, меняются, когда уровень дохода превышает 25 000 руб. на члена семьи.

Как объяснили в Gallup, более богатые люди не выделялись в отдельную группу: в выборку с доходом выше 12 000 руб. попало недостаточно для анализа респондентов.

“Если отдельно посмотреть на людей с доходом от $1500 в месяц, то кривая потребления пиратской продукции пойдет вниз”, – уверен и Константин Земченков из Российской антипиратской организации, представители этого социального слоя покупают диски в супермаркетах и специализированных магазинах, где контрафакт не продают. Добычин уточняет, что иногда и очень богатые люди покупают пиратские продукты, если не хотят ждать выхода легального диска и у них нет времени сходить в кино. “Если народ искушают пиратской продукцией на каждом углу, то он ее и покупает”, – делает вывод глава российского представительства Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков.

Благоденствие контрафакта авторы исследования объясняют тем, что в России для него создана соответствующая почва. Всего 38% россиян доверяют правительству, а контролем за преступностью и коррупцией удовлетворены 7% опрошенных Gallup. Неудивительно, что, по их мнению, правительство вовлечено в борьбу с подделками примерно на 10%, заключает вице-президент Gallup Organization Нелли Есипова.