Глобальный рынок не для нас


Повышение конкурентоспособности российских товаров – любимая тема чиновников, которые охотно готовы поддержать рублем отечественного производителя, борющегося с иностранными соперниками. Но исследование ВШЭ показало, что большинство предприятий российской обрабатывающей промышленности пока не только находятся вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют даже друг с другом. Более того, предприятия всячески избегают конкуренции, работая в привычной нише и не стремясь достигнуть большего, говорит один из авторов исследования, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов.

Опрос показал, что половина предприятий не считают своими конкурентами зарубежных производителей – они ориентированы только на внутренний или еще более узкий региональный рынок: более 30% компаний сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона. Только у 20% экспорт составляет в выручке 10% и более. Примерно 40% предприятий убеждены, что они серьезно не конкурируют ни с кем. Многие из этих фирм работают в узких рыночных нишах, которые или имеют высокие барьеры для входа, или просто неинтересны для более крупных компаний. Активы достались им со времен приватизации, поставщики и покупатели работают с ними годами, ничего менять в своей жизни им не нужно – они просто приспособились к действующим условиям и нашли свою нишу, рассуждает Кузнецов.

Они не выходят за рамки своего региона, потому что у них нет желания и ресурсов для продвижения. Но это замкнутый круг – статистика показывает, что у таких компаний более низкая рентабельность и они менее интересны инвесторам, а соответственно, у них меньше шансов привлечь средства на развитие. Ориентация на региональный рынок и отсутствие конкуренции с импортом сами по себе очень негативно влияют на развитие предприятий, предупреждают ученые. Причина в том, что с российскими коллегами компании соревнуются исключительно по цене и лишь конкуренция с импортерами стимулирует их к тому, чтобы вкладывать деньги в качество продукции, в инновации. Поэтому большинство предприятий, входящих в эти 40%, ждет бесславное будущее. “По мере продвижения в регионы крупных холдингов и иностранных компаний предприятия этого типа являются первыми кандидатами для поглощения, реструктуризации или вытеснения с рынка”, – предупреждает Кузнецов.

Бизнесмены согласны с выводами экспертов. “Из-за конкуренции с иностранцами нам пришлось потратиться на разработку специального энергосберегающего оборудования”, – рассказывает представитель компании “Привод” Ирина Бурдельная. Но благодаря новой технологии компании удалось заключить выгодный контракт с “Газпромом” на 5 млрд руб. Деревообработчики не ощущают конкуренции, потому что на рынке явный дефицит игроков, отмечает гендиректор Национальной лесоиндустриальной корпорации Андрей Прокопов. Но ситуация изменится лет через 5–7, когда на рынок придут финны. На консервном рынке работает около 100 компаний, продвигающих более 120 марок, говорит Максим Протасов, владелец компании “Помидор Пром”, поэтому конкуренция гораздо более острая. Но она далеко не всегда на пользу, убежден замгендиректора завода “Пермьцветмет” Николай Касьянов. “Китайская продукция хуже по качеству, но на 20% дешевле. Поэтому, чтобы оставаться на плаву, мы вынуждены снижать цену, из-за чего рентабельность приближается к нулю”, – жалуется Касьянов. Многие пытаются нарастить продажи любой ценой и зачастую работают себе в убыток, соглашается Протасов.

Чтобы выжить, конкурирующим предприятиям придется объединяться. Часто у небольших заводов объемы обработки невелики, а заказы распылены между множеством компаний, в результате прибыль каждой из них настолько мала, что у предприятий нет ресурсов для развития, объясняет гендиректор завода “Русполимет” Александр Конюхов. Успешный пример – производители мороженого. Торговым сетям была важна лишь цена товара, что толкало производителей к удешевлению рецептуры, рассказывает президент ГК “Айсберри” Илья Гордеев. Мороженое стало менее вкусным, потребитель перестал его покупать. “Это чуть не убило нашу отрасль, – вспоминает Гордеев. – Но, к счастью, мы нашли возможности для консолидации”.