Государство помогло аптекам


Объем аптечного рынка в розничных ценах в первом полугодии 2006 г. составил 111,6 млрд руб., включая коммерческие продажи и отпуски по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Это на 37% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в материалах маркетингового агентства DSM Group. Такие темпы роста рекордны для мирового фармацевтического рынка, который в среднем растет на 5% в год, говорится в материалах DSM Group. “Уже второй год подряд фармрынок растет на 30–35%, что в большей степени происходит из-за активной роли государства”, – считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин. Согласно отчету DSM Group объем реализации ДЛО по итогам первых шести месяцев составил около 31 млрд руб., что уже сейчас составляет около 80% потребления льготниками лекарств в целом в 2005 г., несмотря на то что около половины льготников вышли из программы. При этом существенно выросла средняя стоимость одной упаковки лекарственного средства по ДЛО – с 120 руб. до 275 руб. Эксперты DSM объясняют это увеличением выписки льготникам более дорогостоящих препаратов. А вот коммерческий сегмент (в розничных ценах) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 14% и составил 80 млрд руб., говорится в отчете DSM.

Участники рынка неоднозначно отнеслись к этому исследованию. Исполнительный директор фармдистрибутора “Аптека-Холдинг” (работает в Брянской, Курганской и Томской областях) Игорь Варламов согласен с оценкой DSM Group, отмечая, что рынок рос не только за счет ДЛО, но и за счет регионов. “В ДЛО мы обслуживаем всего 1% от общего объема продаж, но наш оборот в сравнении в прошлым годом вырос на 50%”, – говорит он. А топ-менеджер другого фармацевтического дистрибутора считает, что пока можно говорить лишь о реальных, т. е. коммерческих, продажах. “Оплатить расходы по ДЛО за 2006 г. государство обещало в 2007 г., но когда это произойдет и что будет, пока неясно”, – говорит он. Тем более что, отмечает собеседник “Ведомостей”, на программу ДЛО в 2006 г. государство выделило 29 млрд руб., что уже меньше подсчетов DSM Group. В ответ на это директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк заявил, что, несмотря на то что запланированный бюджет на ДЛО действительно составлял 29 млрд руб., по состоянию на 1 июля бесплатных для граждан лекарств было отпущено на 31 млрд руб. “Из программы вышли люди, которые лекарствами не пользовались, а препараты продолжили отпускать в прежнем объеме”, – объясняет Шуляк.

В остальном картина рынка изменилась не сильно. Пятерка лидеров-производителей согласно отчету DSM сохранилась в прежнем составе, но внутри нее произошли изменения. Первое и 2-е места сохранили за собой Sanofi-Aventis (доля рынка 4,45%) и A. Menarini Pharmaceutical (3,6%), а вот “Фармстандарт” (2,7%) переместился с 3-го места на 5-е, уступив свою позицию Gedeon Richter (2,9%). Четвертое место занимает компания Pfizer (2,8).