ИНТЕРВЬЮ: Ян Юаньцин, председатель Lenovo


Изобретатель персонального компьютера – американская IBM на протяжении пяти лет терпела убытки, которые ей приносил бизнес по производству ПК. Наконец в мае 2005 г. IBM, в выручке которой доля дивизиона ПК составляла к тому времени около 10%, продала его китайской Lenovo. Лидер китайского рынка сумел в рекордные сроки изменить положение: в I квартале 2005 г. дивизион получил убыток в $149 млн, а во II – прибыль в размере $33 млн. Автором китайского чуда стал Ян Юаньцин – человек, которого пресса называет главным ключом к секрету превращения небольшой китайской компании в лидера сначала китайского рынка, затем – азиатского, а теперь и в одного из трех крупнейших сборщиков компьютеров в мире. В интервью “Ведомостям” председатель совета директоров Lenovo Ян Юаньцин признался, что опережать конкурентов ему помогает перевод затрат в Китай: “За те же деньги мы можем провести больше исследований, чем компании на Западе”.

– Насколько успешно проходит процесс слияния Lenovo с дивизионом персональных компьютеров IBM? Каковы его результаты?

– Процесс идет успешно. Конечно, он требует много времени и пока не завершился. Но уже можно говорить о том, что пройдена половина пути, и мы видим успешные результаты слияния. Они объясняются несколькими причинами. Прежде всего нам удалось вывести на прибыльность бывшее подразделение IBM по выпуску компьютеров. Мы выпустили семь новых моделей линейки Think, и этот бизнес снова стал приносить деньги. Сейчас уже можно говорить и об успешной культурной интеграции двух бизнесов – Lenovo и подразделения IBM по выпуску ПК. Для избежания возможных потрясений и сохранения стабильности первые два месяца после слияния эти две компании работали отдельно. Однако начиная с октября 2005 г. произошло окончательное слияние бизнесов и команд в одну организацию.

– Что вы изменили в работе бывшего подразделения IBM? Что с ним было не так? Почему оно раньше теряло деньги, а теперь приносит прибыль?

– Все очень просто. Дело в синергетическом эффекте нашего слияния. Мы значительно увеличили наши производственные мощности – и, как оказалось, это принесло намного более существенный эффект, чем сокращение расходов. Кроме того, нам теперь не нужно тратить деньги на содержание штаб-квартиры IBM. Мы сократили затраты на сервисное обслуживание, которые могут оказаться очень значительными при масштабной интеграции. Эту работу мы проделали на первом же этапе слияния.

Мы с уверенностью можем сказать, что нам уже удалось превратить убыточное отделение в успешный и прибыльный бизнес. Пока, правда, рано говорить о том, что он приносит большую прибыль. Это уже следующая, более сложная задача – сделать бизнес новой Lenovo более успешным и конкурентоспособным. Мы будем оптимизировать наши продуктовые линейки и строить такую бизнес-модель, которая позволит охватить две группы наших заказчиков: корпоративных, с которыми Lenovo выстраивает долгосрочные отношения, а также домашних пользователей и представителей малого бизнеса, которые делают разовые покупки.

– Удастся ли вам сохранить прежних клиентов обеих компаний?

– Поскольку мы реализуем новую стратегию, которая построена на раздельном обслуживании двух групп клиентов, наши заказчики положительно отнеслись к созданию новой компании. Около 90% бывших клиентов IBM выразили доверие новой компании. С момента подписания соглашения с IBM мы увеличили продажи компьютеров среди 400 самых крупных заказчиков компании. Для нас это очень хороший знак.

– IBM выпустила первый в мире персональный компьютер и знаменита своими масштабными инвестициями в создание новых продуктов, в инновации. Например, ноутбуки IBM всегда использовали продвинутые технологии. Как вы будете поддерживать высокий технологический уровень продукции Lenovo?

– Мы уверены в том, что у нас еще достаточно возможностей для разработки инновационных решений, в том числе в технологиях связи и безопасности. Lenovo может себе позволить инвестировать в разработки, ведь мы умеем заниматься инновационной деятельностью эффективно. Некоторые из наших конкурентов считают, что компьютерная индустрия становится похожей на рынок потребительских товаров. При этом я хотел бы отметить, что со стороны покупателей мы не видим высокого спроса на новые инновационные решения. Нам необходимо увеличивать эффективность бизнеса, потому что я уверен, что отрасль может приносить прибыль. Если вы не можете увеличивать эффективность вашего бизнеса, вы не сможете выжить на рынке. А для продолжения эффективного роста мы обязаны искать области развития инновационных решений.

– Сколько Lenovo инвестирует в научно-исследовательские разработки?

– Мы тратим на науку около $200–300 млн ежегодно. Большинство исследований Lenovo ведет в Китае, где уровень затрат наиболее эффективный. Таким образом, за те же деньги мы можем провести больше исследований, чем компании, занимающиеся разработкой на Западе – в США, например. Это значит, что Lenovo опережает конкурентов в этой области.

– Lenovo потребовалось 12 лет, для того чтобы стать лидером на рынке Китая. Сколько времени вы собираетесь идти к лидерству на мировом рынке?

– Я бы воздержался от точного определения срока достижения лидерства. Однако мы устанавливаем определенные цели собственного развития: стать более конкурентоспособными, увеличить рыночную долю, поддерживать бизнес в состоянии роста. Я абсолютно уверен, что, если нам удастся удержать бизнес в растущем состоянии, мы будем более конкурентоспособными и улучшим наши позиции на рынке.

– Производители компьютерных комплектующих с помощью цен на свою продукцию стараются сохранить баланс на мировых рынках между глобальными сборщиками компьютеров, крупными местными игроками и мелкими компаниями. Если вы хотите увеличить свою долю на рынке, каким образом вы будете договариваться с производителями компьютерных компонентов?

– У Lenovo есть опыт развития с нуля в Китае, и мне кажется, что мы лучше, чем кто-либо другой, осознаем тенденции увеличения доли на рынке. Я думаю, что в будущем крупные международные компании будут увеличивать свою долю на локальных рынках быстрее местных игроков, а те, в свою очередь, будут отвоевывать позиции у небольших сборщиков. 10 лет назад 50% китайского рынка принадлежало компьютерам малоизвестных сборщиков, но где они сейчас? Большинство международных компаний нарастили рыночную долю, потому что они более сильные.

– Как вы считаете, компьютер когда-нибудь станет таким же обычным и простым в использовании предметом бытовой техники, как телевизор или стиральная машина? Или он всегда будет слишком сложным для большинства людей?

– У меня есть два соображения по этому поводу. Прежде всего я не ожидаю, что компьютер станет потребительским товаром. Пока еще у компьютеров есть потенциал для инновационного развития. Наша бизнес-модель предлагает взгляд на компьютер с двух разных точек зрения – как с позиции коммерческих предприятий, так и с позиции обычного пользователя. Первые – это крупные и средние предприятия, а также госучреждения и ведомства. Таким покупателям необходимо совсем другое оборудование, отличное от товаров для простых пользователей. Например, устройства Blackberry великолепны для сотрудников корпораций, но простым пользователям нужны совсем другие товары. На разных рынках должна быть не просто различная бизнес-модель, но и другие продукты. Но в то же время мы верим, что для разных покупателей мы можем создавать инновационные продукты, подобные Blackberry или iPod.

– Продукты для разных категорий пользователей разрабатывают разные команды? Где они работают?

– Вы правы. В Китае у нас есть две различные группы дизайнеров: одна работает над корпоративной линейкой, другая – над потребительской. Но при этом у Lenovo есть коллективы дизайнеров, которые трудятся по всему миру, они сосредоточены в трех центрах: Китай, Ралей в Северной Калифорнии и Ямато в Японии.

– Пару лет назад AMD представила идею недорогого домашнего компьютера для небогатых стран, в первую очередь для выхода в Интернет. Были и другие аналогичные проекты. Собирается ли Lenovo выпускать дешевые компьютеры с упрощенными возможностями для рынков развивающихся стран?

– Я уверен, что компьютеры будут и дальше дешеветь. Каждый год цены на компьютеры снижаются на 10%. Эта тенденция положительно сказывается на развивающихся странах. Но снижение цен приведет к падению рентабельности нашего бизнеса. А мы должны понимать, как расти дальше. Если вы хотите расти лишь на одном рынке, к примеру развивающемся, – это один подход, абсолютно другой подход – посвятить больше времени инновациям. Я думаю, нам надо суметь совместить оба эти подхода.

– Развитие Интернета привело к распространению многих вредоносных программ, а компьютерная безопасность стала серьезной проблемой. Какое решение для нее вы считаете оптимальным? Например, некоторые специалисты предлагают ввести запрет на работу в Интернете без антивирусов или отключать от Интернета зараженные компьютеры.

– Я не считаю, что это хорошее решение. Правильнее было бы создавать более безопасные товары и решения для работы в Интернете. Lenovo уделяет огромное внимание разработкам в области безопасности. Мы знаем, как разработать компьютер, который будет бороться с вирусами. Не только уничтожать оказавшиеся в компьютере вирусы, но и отслеживать потенциальные угрозы. Вирусы – это всего лишь один аспект защиты. Есть множество задач по защите персональной информации в компьютере. У нас еще много работы. Можно быть уверенным лишь в том, что изобретательность в IT не знает границ. Даже если мы создадим компьютер, который будет отлавливать все существующие вирусы, на следующий день появится новый неизвестный вирус. Поэтому мы должны работать на будущее.