Порты пополам


“Русская рулетка” бывает двух типов. Первый – когда один из участников предлагает сделку по определенной цене, а другой может либо продать свои акции по этой цене, либо выкупить по этой же цене долю партнера. Так была устроена “рулетка” между “ВСМПО-Ависмой” и “Реновой”, напоминает один из инвестбанкиров, проводивший подобные сделки. Второй сценарий – когда партнеры заранее договариваются о шаге “рулетки”, и после запуска сделки они по очереди могут поднимать цену на размер шага, пока один из них не согласится продать.

О запущенной “Северстальтрансом” “рулетке” “Ведомостям” рассказали источник, близкий к First Quantum, и два источника из окружения гендиректора и совладельца “Северстальтранса” Константина Николаева. Один из них уверяет, что Николаев давно хотел получить контроль над НКК и ждал момента. Это подтверждает и другой собеседник “Ведомостей”. Он говорит, что “Северстальтранс” задумал избавиться от партнеров и в других своих активах, запуская “русские рулетки”. Собеседник “Ведомостей” знает о двух: в НКК и железнодорожном операторе “Трансгарант”. Но ни та, ни другая сделка, по его словам, не прошла так, как рассчитывал “Северстальтранс”.

По 50% “Трансгаранта” контролируют его менеджмент и “Северстальтранс”. Последний предложил менеджменту запустить “рулетку”. Менеджмент “Трансгаранта” на сделку согласился и теперь сам выкупает долю “Северстальтранса”, что подтверждают сразу два знакомых с переговорами источника.

В НКК сделка сложнее. По словам источника, знакомого с Николаевым, “Северстальтранс” месяц назад выкупил у First Quantum его долю во владивостокском терминале и в терминале порта Восточный, на что Южилин изначально был согласен. Сумму сделки он не уточнил, но добавил, что после ее завершения и была запущена “рулетка”. В “Северстальтрансе” были уверены, что у Южилина денег не хватит. Запустив “рулетку”, инициатор предложил выкупить 50%-ные доли “Северстальтранса” в питерском и усть-лужском терминалах примерно за $300 млн. Если бы Южилин отказался, за ту же сумму его долю должен был бы купить “Северстальтранс”. Но Южилин согласился. Тогда “Северстальтранс” предложил ему разделить бизнес – чтобы компания оставила себе терминалы на Дальнем Востоке, а Южилину – остальные терминалы. Стоимость своих долей в новороссийском и каспийском терминалах (Астрахань) “Северстальтранс” оценил в $100 млн. Источник, близкий к First Quantum, уверяет, что сделка с “Северстальтрансом” в такой конфигурации вряд ли сорвется и оформлена она будет через 7–10 дней.

Южилин вчера от комментариев отказался. Получить комментарии “Северстальтранса” не удалось.