Спорные территории


С 1 июля 2006 г. вступил в силу закон о введении в действие Земельного кодекса. Он отдает в распоряжение муниципалитетов по упрощенной процедуре все земли, которые не успели разграничить федеральные, региональные и местные власти. Эти земли муниципалитеты смогут продавать или сдавать в аренду. Но губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев не согласен так просто расстаться с землей. Вчера региональное заксобрание приняло законопроект, согласно которому управление и распоряжение неразграниченной землей на территории административных центров передается органам исполнительной власти Нижегородской области. Правительство насчитало 578 таких поселений. Шанцев аргументировал свою инициативу тем, что муниципалитеты распределяют землю неэффективно, а это тормозит реализацию нацпроекта “Доступное жилье”. Многие застройщики, получившие участки от муниципальных властей, не подтверждают затрат, которые обязывались произвести, или у них нет правильно оформленных документов на строительство, заявил губернатор. У 20% застройщиков только в центре Нижнего Новгорода “есть бумаги от мэрии о выделении земли, но согласований – никаких” и такие договоры недействительны, говорил Шанцев в интервью “Ведомостям”.

Парламентарии одобрили законопроект, несмотря на то что он противоречит федеральному законодательству. Первый замоблпрокурора Дмитрий Кречетов пытался объяснить им, что региональные власти вправе распоряжаться только теми участками, которые относятся к административным центрам субъектов или их столицам, т. е. только землей в Нижнем Новгороде. Но областные парламентарии, как и мэр Дзержинска Виктор Портнов, считают, что закон положительно скажется на инвестиционном климате области. “Раньше в разных муниципалитетах земля выделялась по-разному, создавались всевозможные препоны – где умышленно, где в силу слабой профессиональной подготовки”, – говорит Портнов. Теперь правила игры для всех будут одинаковыми, а область взяла на себя ответственность за то, чтобы все инвестиционные заявки вовремя проходили экспертизы.

В федеральном законе речь идет о том, что региональные власти могут претендовать на землю столиц и административных центров. Но что именно под ними понимать, определяет регион, отмечает партнер компании Legas Анна Кожушко. Решение областного правительства незаконно, уверена юрист “Мегаполиса” Юлия Бахарева. Субъект Федерации может распоряжаться землей только в том случае, если право собственности на нее зарегистрировано за ним в едином государственном реестре. Иначе право распоряжения есть только у муниципальных образований, поясняет она. Спикер парламента Евгений Люлин пообещал уточнить формулировки закона у федеральных законодателей и, если что, переписать закон.

Нижегородская область не первая игнорирует федеральный закон. В Самарской области с 1 июля действует региональный закон, по которому земля в Самаре перешла в распоряжение области. А в парламенте Ростовской области аналогичный нижегородскому законопроект разработан.

Сами застройщики разошлись во мнениях, с кем им лучше работать. Выделение земли под застройку – самая коррумпированная отрасль, отмечает гендиректор компании “Нижегородский Дом и К” Андрей Баранов. Чтобы получить разрешение на строительство, нужно не меньше двух лет, а с новым законом получить участок проще, надеется он. Гендиректор новосибирской сети “Сибириада” Алексей Касимов уверяет, что согласовывать строительство лучше с районными муниципалитетами. “Чем больше чиновников, тем больше препон”, – рассказывает он. Поэтому легче добиться решения в районах, а не в мэриях областных центров.