ВЕКТОР


“Межпром” не только пополнил ряды других частных банков, назвавших инвесторам контролирующих владельцев, как ранее это сделали Альфа-банк, Бинбанк, “Уралсиб”, МДМ-банк и проч., но и разместил дебютный заем на $100 млн. Купонная ставка по нему вчера была установлена в 9,5% годовых.

Сольются как по маслу

“Мы ведем переговоры с несколькими участниками рынка. Причем как о возможной продаже своих активов, так и о покупке” – так прокомментировал вчера слухи о возможном выходе из масложирового бизнеса гендиректор группы компаний “Русагро” Яков Тесис. Разговоры о том, что принадлежащий сенатору Вадиму Мошковичу агрохолдинг стремится продать три своих маслоэкстракционных завода (МЭЗ) и, возможно, еще два жиркомбината, ходят по рынку давно. Подогрела их и сделка по продаже “Югу Руси” Аннинского МЭЗа, о которой стало известно в июне. Представители “Русагро” и “Юга Руси” регулярно отрицают факт даже наличия серьезных переговоров или вовсе отказываются от комментариев. Но ведь дыма без огня не бывает? Возможно, причина слухов в том, что даже крупным производителям масла очень скоро придется участвовать в консолидации рынка. Рассчитывать на регулярное повторение прошлогоднего рекордного урожая подсолнечника (7,5 млн т) не приходится, а значит, рентабельность масложирового бизнеса неминуемо упадет. В ближайшие месяцы в Воронеже будет запущен маслоэкстракционный завод Bunge – крупнейшего в мире производителя подсолнечного масла, после чего участники рынка ждут начала жестокой ценовой войны. Мошкович уже однажды очень удачно вышел из подобной ситуации: накануне начала экспансии международных зерновых трейдеров он успел выгодно продать свой зерновой бизнес Cargill. Непонятно только, зачем “Югу Руси”, и так безоговорочно лидирующему на рынке бутилированного масла, активы “Русагро”. Тем более что о юридическом урегулировании претензий на часть из них со стороны находящегося в СИЗО совладельца компании “Русская бакалея” Александра Старцева так и не объявлено.

Встал в один ряд

Перенос выпуска еврооблигаций и смена его организатора дали возможность Международному промышленному банку лучше информировать покупателей бумаг о структуре собственности. Банк остался верен предыдущему заявлению, что 13 российских ООО, на которых оформлены его акции, подконтрольны через офшорный траст основному владельцу. Хотя бенефициарными собственниками этих компаний могут выступать и менеджеры банка.

Оказалось, что на менеджеров в общей сложности оформлено 28% акций, а еще 72% – на членов семьи (жену и двух сыновей) сенатора от Тувы Сергея Пугачева, которого на рынке и считают владельцем банка. До сих пор имя Пугачева банк в собственниках не числил. А сейчас признал, что именно у него сосредоточен контроль и он может оказывать “косвенное существенное влияние” на принимаемые банком решения. Каков характер этого влияния, в банке не говорят, ссылаясь на конфиденциальность трастового соглашения. Но и не отрицают, что все изменения в структуре собственности возможны лишь с согласия Пугачева.

Продать картинки

Второй крупнейший дистрибутор сотовых трубок в России – компания “Связной” запустила в продажу семь моделей телефонов, на которых, помимо обычного телефонного программного обеспечения, установлен ряд дополнительных функций. Нажав на специальную софт-клавишу, пользователь попадает на портал, откуда может скачивать мелодии, картинки, игры и проч. Стоят такие телефоны столько же, сколько аналогичные модели без изысков: зарабатывать “Связной” рассчитывает на контенте. А производителям телефонов, согласившимся приспособить трубки под проект “Связного” (пока это Motorola, BenQ-Siemens, Alcatel и Sagem), обещан гарантированный сбыт. К концу года “Связной” намерен оборудовать все популярные модели и продать до 500 000 таких телефонов – это 25% от всех продаж компании на этот год. Действия “Связного” – логичная реакция на замедление развития рынка мобильного контента. Если в 2004 г., по оценкам iKS-Consulting, доходы сотовых операторов от этих услуг выросли в 2,5 раза до $240 млн, то в прошлом – менее чем на 50%. Абоненты уже не столь увлеченно скачивают контент: многие обожглись, оплатив картинку или мелодию и не получив ее, а кто-то получил – но обнаружил, что мелодия сильно отличается от оригинала. Если же абонент приобретет телефон с уже встроенным доступом к контент-услугам, то вероятность того, что он будет ими пользоваться, возрастает.

Сотовые операторы тоже начали договариваться с производителями о заблаговременной “настройке” трубок под специальный контент: МТС продвигает телефоны, поддерживающие сервис i-mode, облегчающий работу в мобильном Интернете, а “Вымпелком” – эксклюзивные трубки Samsung со специальным “женским” меню и тарифным планом.