ФСБ помогла “Евразу”


Кражи регулярно вскрываются во всех российских металлургических компаниях. К примеру, “Мечел” в прошлом году демонтировал железнодорожную ветку на территории Челябинского меткомбината, объяснив это тем, что сотрудники арендовавшей ветку транспортной компании воровали с комбината товарно-материальные ценности. А в сводках УВД Череповца на информационном портале города чуть ли не каждый месяц сообщается о кражах мелких партий металла с “Северстали”. В один из февральских дней безработный 47-летний гражданин вывез с территории комбината на снегоходе “Буран” 286 кг лома нержавеющей стали, а 49-летний работник одного из цехов 115 кг лома меди увез на санках. Периодически появляются и сообщения о хищениях на Магнитке. Сотрудник службы безопасности одного из меткомбинатов “большой тройки” пояснил “Ведомостям”, что схема, которую выбрали воры на НкМК, достаточно традиционна. “Но, как правило, размеры хищений некритичны. И полностью застраховаться от таких событий невозможно”, – успокаивает аналитик “Брокеркредитсервиса” Вячеслав Жабин. Для “Евраза” это капля в море – всего 0,1% от прошлогодней чистой прибыли компании. Вряд ли такую потерю заметит и будущий акционер “Евраза” – Роман Абрамович, но представитель его управляющей компании “Миллхаус” отмечает, что любая ситуация с потерей денег огорчает акционеров. Остается надеяться, что управленцы “Евраза” справятся и с этой ситуацией, говорит собеседник “Ведомостей”.

Уголовное дело о хищении металла на НкМК по ст. 159 ч. 4 УК РФ “Мошенничество, совершенное организованной группой” было возбуждено 10 июля Управлением Федеральной службы безопасности (УФСБ) по Кемеровской области, сообщил “Ведомостям” представитель УФСБ Леонид Зайцев. Воровство процветало на НкМК с начала года, а сотрудники правоохранительных органов и службы безопасности комбината покрывали преступников, рассказал он. Схема хищения, по описанию Зайцева, была такой: идущие на НкМК железнодорожные вагоны загружались объемным, но легковесным металлоломом (стоимостью от 2540 до 3040 руб. за 1 т), а на территории комбината вагоны, минуя обязательное взвешивание, шли в цех, где преступники меняли металлолом на более дорогой и тяжелый (стоимостью от 3360 до 3860 руб. за 1 т), принадлежавший НкМК. Только потом вагоны взвешивались, и по отчетности получалось, что вместо одного типа металлолома поставщик завез на НкМК другой, более дорогостоящий. Разница в цене и весе и составляла доход преступной группировки. По оценке УФСБ, от этой операции с одним вагоном предприятие теряло не менее 200 000 руб., а таких вагонов приходило не менее двух каждые 2–3 дня. То есть общие потери комбината составили около $1 млн. “Работники комбината были вовлечены в процесс под угрозой насилия одной из новокузнецких организованных преступных групп”, – уточнил Зайцев. Сейчас сотрудники НкМК оказывают “всемерную поддержку правоохранительным органам в раскрытии преступления”, заявил “Ведомостям” представитель “Евраза” в Кемерове Евгений Фридрих. Но говорить о возможных изменениях в системе безопасности комбината в “Евразе” отказались.

Металлургам надо радоваться, что кражи сейчас не столь масштабны, как в 90-е гг., когда с предприятий уводилось до половины металла, отмечает начальник службы безопасности одного из меткомбинатов. Бывший сотрудник “Русала” вспоминает, как с Братского алюминиевого завода в конце 90-х алюминиевые полуфабрикаты вывозились грузовиками прямо через КПП. Сейчас проблем хищения в “Русале” и “Суале” нет, уверяют в этих компаниях. На всех заводах налажена эффективная система контроля, ведется учет металла, а с работниками постоянно проводятся профилактические беседы, уточнил представитель “Суала” Алексей Прохоров. Кроме электронных проходных на заводах в компании действует автоматизированная система учета металла, добавляет представитель “Русала” Вера Курочкина.