“Газпром” опоздал


Дело о банкротстве ЮКОСа суд будет слушать 1 августа и в тот же день может ввести в компании конкурсное производство, назначив конкурсным управляющим Эдуарда Ребгуна. Об этом суд попросили кредиторы ЮКОСа, крупнейшие из которых – ФНС и “Роснефть”. В этом случае руководство компании будет отстранено от управления, с ее имущества снимут арест и после оценки активов ЮКОСа независимым оценщиком в течение месяца начнется их продажа на открытых торгах. Еще до суда один из потенциальных покупателей – “Газпром” попытался зарезервировать интересующие его активы. Во вторник его представители провели переговоры с руководством лондонского офиса ЮКОСа о покупке 20% “Газпром нефти”, “Арктикгаза”, Ангарской НХК и 49% словацкого Transpetrol.

Эти активы могут стоить $5–6 млрд – сам ЮКОС оценил долю в “Газпром нефти” в $4 млрд, а “Арктикгаз” – в $1,2 млрд. Аналитик “Солида” Денис Борисов оценил “Арктикгаз” в $1 млрд, долю ЮКОСа в АНХК – в $370–400 млн, а 49% Transpetrol – в $80–100 млн. Заключив соглашение о продаже активов с Тиди до официального запуска процедуры конкурсного производства, “Газпром” избежал бы (с согласия конкурсного управляющего) необходимости покупать активы ЮКОСа на аукционе по более высокой цене, отмечает аналитик Deutsche UFG Павел Кушнир. Представители “Газпрома” надеялись приобрести 20% “Газпром нефти” с 30%-ным дисконтом. Кроме того, “Газпром” обезопасил бы себя от возможных исков от миноритариев ЮКОСа, добавляет источник, близкий к лондонскому офису. Но договориться с Тиди не удалось. Начальник юридического департамента ”Газпрома” Константин Чуйченко сожалеет, что ЮКОС отказывается вести дальнейшие переговоры по продаже 20% акций “Газпром нефти”, за которые концерн предложил более $2,5 млрд, а также “Арктикгаза”. По его словам, с ЮКОСом почти договорились о продаже “Газпрому” 49% акций Transpetrol, которым владеют зарубежные дочки ЮКОСа, за $105 млн и этот актив может быть продан и после введения судом 1 августа конкурсного производства.

Но представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон назвала поспешные сделки по продаже активов “нецелесообразными”, “неуместными” и “невыгодными для компании”. “Тиди просто не решился взять на себя ответственность за продажу активов компании до суда, – поясняет близкий к нему источник. – Ведь ему пришлось бы отвечать за это перед миноритариями ЮКОСа”. Теперь “Газпром” будет участвовать в торгах. Кушнир ожидает, что за обладание активами ЮКОСа развернется серьезная борьба между ведущими российскими нефтяными компаниями. За “Томскнефть”, например, могут серьезно бороться и “Сургутнефтегаз”, и ТНК-ВР. Но аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов, напротив, считает, что крупнейшие претенденты на активы ЮКОСа – “Газпром” и “Роснефть” заранее согласуют между собой, как поделят имущество компании.