Из метро – на улицы


“Метропресс” решила развивать сеть магазинов под названием “1 полоса”, рассказал “Ведомостям” гендиректор компании Сергей Маркелов. По его словам, компания уже открыла шесть магазинов под этим названием, до конца года планируется расширить сеть до 20 точек, а в следующем году открыть еще 60 магазинов. Торговые точки площадью 10–20 кв. м компания открывает в торговых центрах и во встроенных помещениях. До конца года инвестиции в сеть могут достичь $1 млн. Стоимость одного магазина, по словам Маркелова, $30 000–50 000, эти затраты окупаются за 3–5 лет. Ассортимент “1 полосы” составляет до 1000 наименований, что примерно вдвое больше, чем у обычных киосков “Метропресс”, и кроме газет и журналов включает книги. По словам Маркелова, такой формат торговли кажется его компании более привлекательным еще и благодаря открытому доступу к товару.

Кроме того, говорит он, в магазинах появляется пространство для дополнительных услуг, которые могут повысить известность сети. Например, в “1 полосе” можно бесплатно попить воды.

“Метропресс” начала выгодный проект, открытая выкладка повысит продажи минимум на 50%, уверена президент Союза издателей и распространителей СМИ Ольга Никулина. С ней согласен член правления группы “Логос” Евгений Гранкин. По его словам, традиционные киоски со временем будут уходить с рынка, ведь покупатели привыкают к самообслуживанию. К тому же этот формат – новинка для петербургского рынка, которая, безусловно, привлечет покупателей, добавляет он.

Однако создавать и содержать магазины дороже, чем традиционные точки. По словам гендиректора столичной сети “Метрополитеновец” Михаила Литвинова, из-за затрат на логистику, персонал и охрану магазины обходятся как минимум вдвое дороже киосков. Причем увеличивающийся ассортимент не покрывает возросших затрат, говорит Литвинов. По его словам, 80% оборота точек, торгующих прессой, обеспечивают примерно 60 товарных позиций, которые с легкостью поместятся и в киоске. “Метрополитеновец” торгует прессой в московском метро, а также в 14 магазинах на улицах Москвы. По словам Литвинова, магазины зарабатывают на рекламе на местах продаж. “Торговля же только покрывает текущие расходы”, – уверяет он.

С ним согласен гендиректор другого крупного петербургского распространителя прессы – “Роспечати” Руслан Григорьев. Он не исключает, что магазины – формат будущего. Однако в ближайшее время будет действовать покупательская модель, при которой пресса приобретается на бегу как в киосках, так и в супермаркетах. “Вряд ли покупатели в большом количестве будут заходить в магазины, сегодня киоски для них удобнее”, – говорит он.