ЭКСПОРТ ГАЗА: Слабое звено


Глава “Газпрома” Алексей Миллер справедливо отметил, что Украина сегодня является слабым транзитным звеном в поставках российского газа в Европу. На наш взгляд, в системе экспорта газа есть еще более слабое звено – швейцарская компания Rosukrenergo.

Ситуация с транзитом газа через Украину в принципе разрешима. Для этого необходимо, чтобы рыночные механизмы действовали не в одностороннем порядке только для Украины, но и для “Газпрома”. Соглашение от 4 января этого года предусматривает, что Украина платит рыночную цену за импортированный газ. Этим же соглашением установлена крайне низкая ставка тарифов за использование подземных газохранилищ (ПХГ) Украины – $2,25 за 1000 куб. м. Калькуляторы тарифов на закачку, хранение и отбор газа, а также на резервирование мощностей ПХГ можно найти на сайтах MOL, Wingas, E.On Ruhrgas, RWE и других европейских компаний. Любой желающий может убедиться, что рыночные тарифы превышают украинские в 40–80 раз.

ПХГ Украины обеспечивают около половины зимних суточных потоков газа, поставляемого из России в Европу. Почти все хранилища расположены недалеко от западной границы Украины, и технически они могут поставлять газ только на экспорт. Для замены украинских ПХГ “Газпрому” пришлось бы построить два газопровода из Западной Сибири в Европу каждый длиной более 4500 км. Даже без учета доли посредников это потребовало бы около $25 млрд инвестиций и больших дополнительных операционных расходов.

На наш взгляд, для обеспечения надежных экспортных поставок в зимнее время “Газпром” должен сам закачивать газ в ПХГ Украины и платить за это по рыночному тарифу. Плата за резервирование мощностей ПХГ обеспечит отбор газа в необходимое время и в необходимых объемах. Тогда отношения партнеров станут действительно рыночными.

По действующему соглашению использование ПХГ (и возможность сэкономить $25 млрд капиталовложений) обходится “Газпрому” примерно в $30 млн в год. В нормальных рыночных условиях ПХГ должны ежегодно приносить Украине $1–2 млрд. С такими деньгами у Украины появится шанс стать равноправным партнером и сильным звеном в системе поставок российского газа в Европу.

Что же касается Rosukrenergo, то, на наш взгляд, особые взаимоотношения со швейцарским посредником делают “Газпром” уязвимым для судебных исков со стороны зарубежных акционеров. Компания Rosukrenergo зарабатывает деньги не потому, что ее совладельцы – Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин – умеют продавать газ лучше, чем это делает “Газэкспорт”. Прибыль посредника обеспечивается низкими ценами на газ, покупаемый у российского монополиста.

Данные отчета “Газпрома” по МСФО за первое полугодие 2005 г. и отчета за девять месяцев 2005 г. позволяют заключить, что в первой половине 2005 г. “Газпром” продавал Rosukrenergo российский газ по $93 за 1000 куб. м, а во второй – по $80. Это единственный случай снижения цен на газ “Газпромом” в 2005 г. При этом швейцарская компания экспортирует газ в Европу, где средние цены поднялись за это время со $174 до $205 за 1000 куб. м.

Представляется необоснованным как изначальный, так и повторный выбор Rosukrenergo в качестве посредника для экспорта газа на Украину и в Европу. С точки зрения интересов Российской Федерации посредником следовало выбрать зарубежную компанию, находящуюся в полной собственности “Газпрома”. Тогда всю операционную прибыль можно было оставлять в России для последующего налогообложения и выплаты дивидендов акционерам. У “Газпрома” есть такая дочерняя компания. Она называется ZMB GmbH и обладает всеми необходимыми качествами – высоким профессионализмом, репутацией и опытом. Эта немецкая фирма уже много лет закупает газ в Средней Азии и продает его в Европе и странах бывшего СССР. Кроме того, она ведет добычу газа в Узбекистане. Однако “Газпром” отдал предпочтение фирме с другими владельцами.

Допустим, что выбор швейцарской компании был политической уступкой Украине. Тогда, действуя в интересах главного акционера, “Газпром” был обязан сократить прибыль посредника до минимума. Руководство же российской монополии поступило наоборот. В 2005 г. чистая прибыль Rosukrenergo составила $741 млн. Это в три с лишним раза превышает отчетную прибыль предыдущего брокера – венгерской компании Eural Trans Gas, также принадлежащей Фирташу. Прибыль Eural Trans Gas – $220 млн – указана на их сайте.

Характерно, что компания Rosukrenergo решила направить 96% прибыли на выплату дивидендов. Отсюда можно сделать вывод, что крупных инвестиционных проектов швейцарский брокер не планирует.

По оценкам East European Gas Analysis, сейчас “Газпром” обеспечивает Rosukrenergo прибыль в размере $200 млн в месяц, или $270 000 в час. Половина этой суммы формально достается Фирташу и Фурсину. Целесообразность действий руководства “Газпрома”, как и позицию российских чиновников, настаивающих на сохранении посредничества Rosukrenergo, объяснить трудно.

По нашему мнению, несмотря на повышение цены на газ для Украины, посредничество Rosukrenergo обходится “Газпрому” слишком дорого. Эти убытки были более чем компенсированы продолжающимся ростом цен на газ в Европе, но они не остались незамеченными. Среди акционеров есть немало зарубежных юридических и физических лиц, которые внимательно следят за тем, куда уходят их деньги. Заодно они присматривают зарубежные активы “Газпрома”, на которые можно будет при случае наложить арест. “Иностранные инвесторы, особенно американские, все больше озабочены привычкой “Газпрома” передавать стоимость предположительно не связанным с компанией организациям. Берегитесь американского юриста”, – говорится в редакционном комментарии отраслевого издания European Gas Markets.

Пока акционеры “Газпрома” действуют в полном соответствии с теорией Карла Маркса, утверждавшего, что при 100% прибыли капитал попирает все человеческие законы. Однако в этом году утроение или удвоение рыночной стоимости акций “Газпрома” представляется проблематичным. Это значит, что у закона (за пределами России) есть шансы взять у капитала реванш, а у нас с вами – возможность на практике убедиться в правоте или неправоте марксизма.