Экстрадировать за брань


Генпрокуратура возбудила новое уголовное дело в отношении Ахмеда Закаева по статье 282 ч. 2 УК РФ – возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц, совершенное с использованием СМИ. До сих пор против него выдвигались обвинения по трем статьям: вооруженный мятеж, организация незаконных вооруженных формирований и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

По сообщению прокуратуры, в течение июня – июля 2006 г. Закаев дал несколько интервью различным СМИ, где допустил такие высказывания, как “изгнать русских из Чечни”, “выбросить русских”, “бесчеловечные методы русских агрессоров”. Кроме того, “такие действия подпадают под ст. 1 закона Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии “О терроризме” от 2006 г., которая предусматривает уголовную ответственность за поощрение терроризма”. Вчера в Лондон прибыла межведомственная комиссия Генпрокуратуры, Министерства юстиции и МИДа. Делегация из девяти человек во главе с заместителем генпрокурора Александром Звягинцевым намерена ознакомиться с британской практикой работы по делам об экстрадиции. По свидетельству источника, близкого к Генпрокуратуре, во время этой же поездки Звягинцев обсудит с британскими коллегами и проблему экстрадиции Закаева, а также других политэмигрантов.

В Генпрокуратуре отказались сообщить ссылки на конкретные цитаты из интервью Закаева, которые позволили открыть против него новое дело по статье о разжигании национальной розни. Сам Закаев в интервью радиостанции “Эхо Москвы” заявил, что никогда не призывал “изгнать русских из Чечни”, поскольку не является “ни шовинистом, ни антирусистом”. Он уточнил, что не отказывается от своих прежних оценок событий в Чечне как “геноцида, преступлений и нарушений прав человека”.

По словам источника, близкого к Генпрокуратуре, новое дело в отношении Закаева – прямой результат указаний нового генпрокурора Юрия Чайки, который предложил подчиненным проанализировать британское законодательство и найти в нем зацепку, которая позволила бы еще раз поставить вопрос о выдаче этого идеолога чеченских сепаратистов. Точно такие же новые составы преступлений сейчас ищут и по другим политэмигрантам, живущим в Лондоне, говорит источник, однако именно Закаев является наиболее приоритетным направлением работы. Адвокат Березовского Эндрю Стивенсон не представляет себе, чтобы Британский суд принял решение, противоречащее Женевской конвенции о статусе беженцев 1951 г. “Там ясно сказано, что нельзя экстрадировать человека в страну, из которой он спасался, – говорит адвокат. – Поэтому я не вижу условий, при которых Закаева можно было бы вернуть в Россию”.