КТК должен доплатить


Как сообщил “Интерфакс” со ссылкой на представителя одного из профильных ведомств, в результате проведенных проверок ФНС предъявила ЗАО “КТК-Р” (структура консорциума в России) налоговые претензии в размере 2,1 млрд руб. за 1999–2002 гг. и на 4,7 млрд руб. за 2002–2003 гг. По словам источника, основную сумму претензий, предъявленных КТК, составляет неправомерное занижение налога на прибыль. КТК-Р, увеличивая выручку от реализации услуг, одновременно увеличивала расходы за счет повышения выплат по займам, что не позволяло получать прибыль. Кроме того, отметил он, сумма долга компании растет за счет процентов по займам, не уплаченным в срок, что ведет к убыткам.

Представитель пресс-службы КТК подтвердил “Ведомостям” наличие претензий со стороны налоговиков, но не уточнил их сумму. Он лишь отметил, что на вчерашний день счета компании не арестовывались и средства с них не списывались. В ФНС прокомментировать ситуацию вчера затруднились.

В Chevron (крупнейший частный акционер КТК) “Ведомостям” сказали, что компания знает о налоговых претензиях российских властей и поддерживает действия консорциума, направленные на разрешение этой проблемы согласно правилам, установленным российским налоговым законодательством. В американской компании полагают, что КТК сможет удовлетворить предъявленные к нему налоговые требования без ущерба деятельности консорциума. Представитель другого крупного акционера КТК – “Лукойла” – от комментариев воздержался.

КТК намерен в судебном порядке отстаивать свои интересы. В пресс-службе арбитражного суда Москвы “Ведомостям” сказали, что от КТК-Р поступило исковое заявление о признании незаконными налоговых доначислений. Ответчиком является Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1.

“На протяжении последних нескольких лет российские чиновники упрекают КТК в неэффективной работе – все заработанные средства идут на погашение кредитов, а акционерам ничего не достается, – замечает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. – Кроме того, России не нравятся низкие тарифы КТК и высокие ставки его займов. Теперь же, говорит он, у государства возникли претензии к консорциуму и как у регулятора. “Это явный конфликт интересов”, – полагает эксперт.

А Денис Борисов из ИФК “Солид” считает, что государство, стремясь получить сиюминутную финансовую выгоду от КТК, может проиграть в стратегическом плане. Ведь серьезные налоговые претензии к консорциуму могут затормозить проект расширения трубопровода, и тогда большие объемы казахстанской нефти (к 2015 г. страна планирует нарастить добычу с 80 млн до 150 млн т) пойдут мимо России: по нефтепроводам Баку – Джейхан в Средиземноморье и Атасу – Алашанькоу – в Китай. Обе эти трубы уже действуют, и в относительно короткие сроки их мощность может быть увеличена.