Белорусская “Семерка”


Вчера на открытии гипермаркета Pro-Store на ул. Есенина в Минске первый замминистра торговли Белоруссии Михаил Светницкий сообщил, что совладельцем магазина является российский ритейлер – “Седьмой континент”. “Уже решен вопрос о выделении этой компании еще одной площадки для строительства гипермаркета”, – цитирует Светницкого агентство “Интерфакс”. В пресс-службе “Седьмого континента” слова чиновника не опровергли, но от подробных комментариев отказались.

Начальник управления организации торговли и услуг министерства Людмила Петраковская пояснила “Ведомостям”, что сеть гипермаркетов Pro-Store развивает местная группа компаний “Трайпл” “в партнерстве с “Седьмым континентом”. По ее словам, второй магазин может открыться на проспекте Независимости в Минске, где уже подобрана площадка. Выяснить параметры действующего и будущего Pro-Store не удалось. Гипермаркеты “Наш”, которые “Седьмой континент” открывает в России, обычно имеют общую площадью 9000–16 000 кв. м, а инвестиции в их открытие составляют около $15–20 млн.

С группой “Трайпл” вчера связаться не удалось. На сайте группы говорится, что она создана в 1992 г. и сейчас занимается строительством и ремонтными работами, торговлей нефтепродуктами, автогрузоперевозками, выпуском безалкогольных напитков и пива, а также ресторанным и розничным бизнесом (владеет магазином немецкой одежды Tom Tailor в Минске). “Трайпл” также входит в число учредителей ЗАО “Футбольный клуб “Динамо-Минск”.

До сих пор российские продуктовые ритейлеры в Белоруссию не стремились, предпочитая Украину и Казахстан. Например, “Перекресток” весной прошлого года приобрел пять магазинов Spar в Киеве. Кроме того, сеть вела переговоры с казахстанским холдингом “Астана Моторс” об открытии магазинов в торговых центрах холдинга. Франчайзинговые сети “Пятерочки” с 2004 г. работают в Алма-Ате и Харькове (планируется выход в Киев, Днепропетровск, Донецк, Одессу и др.). По словам исполнительного директора “Пятерочки” Олега Высоцкого, ведутся переговоры о продаже лицензии оптовой компании в Молдавии.

Совладелец группы “Виктория” (сети “Виктория”, “Квартал”, “Дешево”) Николай Власенко говорит, что “Белоруссия многих [ритейлеров] манит”, но “это зона повышенного риска”. “Все-таки там действует государственный капитализм в чистом виде”, – поясняет Власенко.

Нет ни одного удачного примера вхождения российского капитала в белорусский бизнес, считает один из лидеров белорусской оппозиции, Ярослав Романчук. “Балтика” пробовала войти – выкинули (пивоваренная компания пыталась реконструировать белорусскую “Криницу” в обмен на акции предприятия. – “Ведомости”)”, – поясняет он. Сетевые магазины, по словам Романчука, в Белоруссии стали появляться совсем недавно. Он смог вспомнить только один пример иностранных инвестиций в ритейл – год назад в Минске открылся гипермаркет Piggz с участием литовского капитала. Работа зарубежных ритейлеров усложняется требованием местного законодательства на 70% составлять ассортимент из товаров белорусского производства. Хотя, по данным Романчука, группа “Трайпл” приближена к властям”, что поможет “Седьмому континенту” освоить местный рынок.

Петраковская из белорусского минторговли рассказала, что недавно мэр Москвы Юрий Лужков направил президенту Белоруссии Александру Лукашенко предложение о привлечении российских торговых сетей к строительству магазинов в Минске и других городах страны. “Интерфакс” со ссылкой на Светницкого передает, что в ближайшие несколько лет во всех регионах Белоруссии планируется строительство 33 объектов формата гипер- и супермаркет. По словам Петраковской, из российских ритейлеров в Белоруссии пока никто не работает, хотя она лично видела магазин “Пятерочка” в Могилеве. В пресс-службе “Пятерочки” уточнили, что сеть на белорусский рынок еще не выходила. В документах “Пятерочки” говорится, что она уже зарегистрировала в Белоруссии свой товарный знак.