Близкий друг


На аукционе Christie`s, который состоялся 4 июля, на продажу выставили две партии раритетных игрушечных медведей. Начальные цены – 2000–6000 фунтов. Представитель аукционного дома Даниель Агню был доволен: «Мишки в очень хорошем состоянии, если учесть, что им уже больше ста лет».

Самым дорогим лотом этого аукциона оказался медведь немецкой фирмы Steiff – 8400 фунтов. Однако раньше продавали мишек и за большую цену. Так, в 1989 году красный медведь Steiff по кличке Альфонсо ушел за 12 000 фунтов. В 1994 году коричневая медведица образца 1904 года этой же марки побила мировой рекорд – ее приобрели за 110 000 фунтов. В декабре 2000 года траурного мишку Steiff (600 таких экземпляров выпустили после гибели «Титаника») продали за 91 750 фунтов.

Даниель Агню убежден – спрос на старые и редкие игрушки будет всегда, главное – знать, что и как выбирать: «Покупайте медведей, выпущенных до 1960 года, с этикетками и ценниками. Внимательно рассмотрите мишку и убедитесь, что он в хорошем состоянии, потрогайте его, какой он на ощупь. Проверьте, нет ли на нем следов от моли. И понюхайте его: старинный мишка пахнет плесенью».

Покупатели интересуются не только фирмой-производителем и цветом игрушки, многие выбирают медведя по форме или выражению морды. Японцы, например, любят медведей британской марки Merrythought, с характерной большой головой, острым носом и крупными ушами.

«Прежде чем купить медведя, многие хотят с ним познакомиться, – рассказывает Даниель Агню. – Одна дама-коллекционер стыдливо призналась, что дала имя каждому из своих ста экземпляров. А другая потребовала «личной аудиенции», чтобы «пообщаться» с мишкой, прежде чем она решит его приобрести».

Мишек любят и собирают везде. В России медведь – национальный герой. «Мишка – это не предмет интерьера, а близкий друг из детских сказок», – считает художник Елена Юрова, которая шьет медведей на заказ. По ее мнению, коллекционеры очень разборчивы, «входят с медведем в контакт, заглядывают ему в глаза». В галерее «Вахтановъ» покупатели выбирают «своего» среди традиционных мишек, искусственно состаренных медведей, медведей-кактусов, медведей-луковиц, созданных художницей из Германии Аннетт Раух. «За медведями к нам в основном приходят мужчины, – делится наблюдениями Людмила Пегишева, консультант по продажам галереи «Вахтановъ». – Они покупают их сами себе в подарок».

«А наши художники недавно выполнили необычный заказ для одной дамы, – рассказала Анна Юсупова, владелица галереи «Бабушка», – она принесла свою детскую шубу и попросила сшить из нее мишку». Сейчас, по словам Юсуповой, в моде медведи из натурального меха: «Мы используем мех морского котика или норки, а глазки делаем из стразов. Цены – от 3000 руб., причем чем меньше медведь, тем он дороже».

Оксана Бурчацкая, психолог Центра реабилитации Управления делами Президента РФ, считает, что «Несмотря на внешнюю успешность, собиратели медведей в глубине души чувствуют себя одинокими. В психологии личности есть такой термин – «внутренний ребенок». Ему, этому ребенку, мишек и покупают».

(Использованы материалы FT, 01.07.06)