Геращенко взорвал рынок


Дело о банкротстве ЮКОСа московский арбитраж рассмотрит 1 августа. Кредиторы предложили ввести в опальной компании конкурсное производство и распродать ее активы. Но председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко считает, что банкротства еще можно избежать. Некий “инвестор с деньгами”, по информации Геращенко, предложил акционерам ЮКОСа заплатить все долги компании и стать ее владельцем. Об этом он заявил вчера в эфире радиостанции “Эхо Москвы”. “Но должны быть созданы определенные условия для того, чтобы владельцы ЮКОСа согласились, иначе они ничего не получат”, – сказал Геращенко. По его словам, власть должна понять, что “это лучший выход” и нужно “дело ЮКОСа закрыть красиво, вместо того чтобы решать, “какую часть ЮКОСа отдать “Роснефти”, а какую – “Газпрому”.

Заявление Геращенко вызвало на рынке настоящую бурю. В течение получаса после его заявления акции ЮКОСа в РТС взлетели на 37%: с 56 до 75 центов за акцию, полностью отыграв падение на 35% во вторник (тогда собрание кредиторов решило банкротить компанию). К закрытию акция ЮКОСа в РТС стоила уже 86 центов, подорожав по итогам дня на 53,5%. На рынке появились слухи, что акции ЮКОСа могут купить другие структуры, объясняет трейдер “Тройки Диалог” Игорь Прохаев. “Акции ЮКОСа словно локомотив, в топку которого подбросили щедрую порцию угля”, – отмечает ведущий аналитик ГК “Регион” Валерий Вайсберг. Он называет вчерашний взрывной рост спекуляцией. “Никто не ведет с нами никаких переговоров о выкупе акций ЮКОСа”, – подтверждает управляющий GML Тим Осборн. Ничего не знают о потенциальных покупателях доли GML и представители московского и лондонского офисов компании. Не слышал об этом и временный управляющий Эдуард Ребгун. “Возможно, с Геращенко кто-то и консультировался на эту тему, – предположил он. – Мировое соглашение теоретически можно заключить на любом этапе, включая и конкурсное производство”.

Желающих купить ЮКОС может быть много, и в первую очередь это государственные нефтегазовые компании, отмечает руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. “Влиятельный инвестор, который смог бы разрешить долговые проблемы ЮКОСа и предложить GML приемлемую цену за ее пакет, получил бы компанию стоимостью свыше $30 млрд”, – соглашается аналитик Deutsche UFG Павел Кушнир.

Но в “Газпроме” и “Роснефти” утверждают, что они здесь ни при чем. “Ни сама компания, ни ее менеджмент, ни кто-либо в ее интересах за этим не стоит”, – утверждает представитель “Роснефти” Николай Манвелов. То же говорит и менеджер “Газпрома”. “Нас интересовали некоторые активы ЮКОСа, и мы надеялись купить их до конкурсного производства, но сама компания не привлекает нас, – поясняет он. – Значит, пойдем на аукцион”. Скорее всего, это спекуляции одного из акционеров ЮКОСа, предположил источник, близкий к совету директоров “Роснефти”. “Не стоит относится к заявлению Геращенко серьезно, – согласен Дашевский. – Идея с выкупом доли GML напрямую или через посредника стара, но до сих пор акционеры GML не соглашались продавать акции, и я не вижу причин, почему они должны сделать это сейчас”.