И снова здравствуйте!


Выставка «Мода 60-х» в лондонском Музее Виктории и Альберта – не только и не столько экскурс в историю, сколько взгляд на современный подиум. Смотришь на дерзкие мини-юбки и трапециевидные платья, а в памяти всплывают показы осенне-зимних коллекций 2006-2007 гг. от Balenciaga, Chloe, Louis Vuitton.

Взять, например, мини-юбку. Сейчас таким нарядом никого не удивишь, а тогда, в 60-е, это стало настоящей провокацией. Ее устроила Мэри Куант по прозвищу Девочка из Челси, которая в 1955 году открыла первый бутик одежды на каждый день. А сегодня мини-платья и мини-юбки представлены в осенних коллекциях Balenciaga, Christian Lacroix и Miu Miu.

К слову сказать, Мэри Куант придумала не только мини-юбку. Школьное платье, с легкой руки той же Куант утратившее строгий официальный статус, и снова совпадение – платье а-ля школьница (без рукавов, с дорогой брошью на поясе) в этом сезоне представил дом Chanel. Совпадения можно искать и дальше: свитера-«лапша» сегодня представлены в осенней коллекции Oscar de la Renta, макси-пальто – у John Galliano. Более того, повторяются не только отдельные элементы гардероба, но и целые комплекты. Опять же Мэри Куант одевала моделей для своего показа в туники, черные чулки и ботиночки. Сравните это с последней коллекцией Chloe, где есть и объемные туники, сужающиеся книзу, и черные колготки в сочетании со светло-коричневыми ботинками. Конечно, на выставке есть и такие вещи, которые навсегда останутся лишь частью истории. Например, появившиеся в 1967 году бумажные платья. В свое время они ценились за доступность и необычные разноцветные аппликации. «Игрушка из Лондона» – так называли эти наряды – игрушкой и осталась.

Джентльмены в розовом

Мужской моде на выставке отведено особое место. Ведь именно в 60-е мужчины раскрепостились настолько, что стали позволять себе бархат и розовые рубашки. И это в Англии, где был придуман классический строгий костюм и суровый дресс-код! Сегодня веяния того времени отчетливо прослеживаются в коллекциях многих дизайнеров: так, бархатный пиджак уже не раз с триумфом возвращался в моду, а розовые рубашки не выпускает разве что ленивый – за последние два года этот цвет был представлен в коллекциях практически всех мужских марок.

Британский модельер Том Гилби, заменивший в костюме пуговицы на молнию и предложивший надевать под пиджак вместо рубашки водолазку, вряд ли предполагал, что окажет услугу дизайнеру Йоджи Ямамото, который представил в своей коллекции 2007 года черный костюм с водолазкой в тон.

Приталенный костюм, главное приобретение мужской моды 60-х, успешно эксплуатирует Роберто Кавалли. Для своей осенней коллекции дизайнер сделал зауженный пиджак c защипами на талии и узкие брюки с отворотами чуть выше лодыжки. Вам не кажется, что мы где-то уже видели нечто подобное?

Новая эра

Несмотря на старания работников идеологического фронта, советская мода 60-х тоже не стояла на месте. И, естественно, отражала «космический» дух времени, предлагая А-силуэт (напоминающий ракету): высокий головной убор, завышенная талия. Молодые люди носили брюки-клеш. В цветах и тканях наблюдалось буйство, но, впрочем, при их выборе исходили скорее из возможностей отечественной промышленности. «Вместе с новой модой спокойно уживались белорусский лен и вологодское кружево, которое активно внедрялось в массы и носилось в то время, потому что дизайнерам важно было поддерживать связь с народной традицией», – рассказывает модельер Вячеслав Зайцев. Кстати, именно он первым ввел в СССР мини-юбки. «Сначала юбки были на 5–15 см выше колен, – вспоминает он, – а в конце 60-х мини стала совсем уж мини: 25 см выше колен, что было уже неприлично».

Интерес к одежде в стиле 60-х отмечают многие закупщики. Эльвира Немцева, байер компании «Подиум», объясняет: «60-е – это прежде всего мини. Возможно, поэтому стилистика того времени проявляется снова и снова: дизайнеры таким образом хотят привлечь молодых клиенток к своим коллекциям». Отмечает высокий спрос на стиль 60-х и Оксана Глухова, директор магазина Gардероб Weekend. «Мы завезли платья и туники в марокканском стиле, блузы и топы с принтами, юбки из серебряной парчи с красным рисунком, платья с зап?хом, – рассказывает она, – и уверены, что эти вещи обретут своих хозяев в самом скором времени, поскольку интерес очевиден».

Татьяна Козлова, декан факультета прикладного искусства Московского текстильного университета им. Косыгина, объясняет феномен любви к 60-м годам так: «Я бы назвала 60-е эпохой индустриального романтизма. Человек впервые полетел в космос, и моде тоже был свойствен полет – полет фантазии. Идеи модельеров того времени были настолько фундаментальными, что современные дизайнеры постоянно к ним обращаются».

Лондон, Музей Виктории и Альберта.

Выставка «Мода 60-х», до 25 февраля 2007 года

www.vam.ac.uk