Реальные колдуны


Судя по тому, что в магазине «Москва» роман лежит где-то на боковых полках, где и покупателей-то почти нет, сумасшедшим спросом он явно не пользуется. Судя по тому, что в модной «Республике» книги нет вовсе, этот кирпич почти в 900 страниц со скучноватым названием не входит в список обязательного чтения. Однако можно с уверенностью сказать, что это временно: не распробовали пока, не расчухали. На Западе дебютный роман Сюзанны Кларк собрал все мыслимые премии и даже оказался в лонг-листе британской Букеровской премии (для фантастики случай почти невероятный).

Приключения мистера Норрелла – практикующего чародея, задумавшего возродить в Англии исчезающее искусство магии, и его ученика Джонатана Стренджа происходят двести лет назад, в 1806–1817 годах. Наполеоновские войны, политика времен Регентства – на этом фоне разворачивается подлинная история магии. Книга и в самом деле отличная: есть здесь и умело выстроенный сюжет, и описания, всякий раз нескучные и заканчивающиеся ровно там, где и следовало бы их закончить. «Погода выдалась дождливая, на бурых опустелых полях образовались глубокие лужи, черепичные крыши домов превратились в каменные зеркала; экипаж мистера Хонифута ехал через мир, в котором пасмурного неба было куда больше, а твердой земли куда меньше, нежели в обычные дни»... Кларк словно смотрит на картинку, а потом ее описывает. Более того – задает ракурс. Общеизвестно: если хочешь добиться наибольшей выразительности пейзажа, нужно, чтобы земля заняла большую часть кадра, оставив сверху полоску неба. Либо, напротив, чтобы нависшая громада неба вытеснила из кадра землю, сделав все земное маленьким, ничтожным. Именно второй вариант и выбирает Кларк. Благодаря этому приему мир Англии начала XIX века в романе почти можно пощупать и герои кажутся совершенно реальными.