Финансовый гербалайф


На вопрос о гарантиях обещанной доходности Глебова сообщила, что “доходность, которая провозглашается, гарантирована, но это не прописано, так как инвесткомпания не может заявлять о стабильных процентах, а это обещает администрация компании за счет тех доходов, которые она имеет”. По ее словам, в прошлом году “доходность была 140% годовых и всем выплачивали регулярно и ежемесячно”, ведь компания вкладывает в высокодоходные проекты – недвижимость, фондовый рынок. В журнале “Гарант Инвеста”, который тоже продается в представительстве, описан инвестиционный портфель компании: 58% приходится на облигации, 32% – на акции, а 10% – на деньги. По расчетам начальника аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максима Шеина, максимальная доходность такого портфеля составляет 14–14,5% годовых.

На прошлой неделе ФСФР приостановила лицензию на управление ценными бумагами компании “Гарант Инвест” до 25 января 2007 г. Как сообщила “Ведомостям” пресс-служба регулятора, компания нарушала условия лицензий, распоряжалась деньгами клиентов в своих интересах, пыталась ввести в заблуждение владельцев ценных бумаг и т. д. По словам источника, близкого к ФСФР, “Гарант Инвест” привлек внимание регулятора после жалоб нескольких клиентов.

“Гарант Инвест” существует, как говорится на его сайте, с февраля 2002 г. и занят “развитием социальных инвестиций”. Он вкладывает деньги в фондовый рынок, строительство в Москве и регионах и даже в Черногории. Инвестпрограммы компании “рассчитаны на широкий круг инвесторов” и основаны на “желании получить высокий доход” и “ориентацию на короткие сроки”.

Лицензию приостановили в среду, но в пятницу компания еще работала. По телефону корреспонденту предложили приехать на семинар в офис. Финансовый консультант Татьяна Глебова вела презентацию для десятка потенциальных клиентов. Она рассказывала, что “Гарант Инвест” является членом Вольного экономического общества, созданного еще Екатериной Второй и объединяющего всю финансовую элиту страны. Затем она сообщила об инвестпрограммах – минимальный взнос составляет от $1000 до $10 000, а доходность достигает 66% годовых. Если верить таблице доходности “Гарант Инвеста” (ее корреспондент “Ведомостей” приобрел тут же, в зале, по 3 руб. за страницу), самое выгодное предложение таково: вкладываешь $2000, а через пять лет получаешь $23 210. По словам Глебовой, еще одним источником дохода клиентов “Гарант Инвеста” является вознаграждение за приведенных клиентов – с каждой привлеченной $1000 в течение четырех месяцев выплачивается по $40. Для того чтобы стать консультантом первого уровня, надо вложить $1000, пройти семинар и пригласить еще одного инвестора в компанию.

По мнению юриста “Финама” Сергея Грызунова, клиенты “Гарант Инвеста” рискуют. В типовом договоре доверительного управления (вариант уже с печатью и подписью гендиректора “Гарант Инвеста” Сергея Косицына есть у “Ведомостей”) говорится, что компания может приобретать за счет клиента имущество, отвечающее характеристикам “доходность, высокая ликвидность”, отчеты по доверительному управлению компания может предоставлять клиенту в любой форме, включая “вывешивание информации в офисах компании и других местах”, клиент должен уведомить компанию о расторжении договора “за 40 рабочих дней”. Здесь, например, не указано, в какой форме и на каких условиях он получит свое имущество при прекращении договора, т. е. клиент может неожиданно для себя стать владельцем низколиквидных акций, предупреждает Грызунов. Сорок дней – срок, за который стоимость активов клиента может снизиться в разы, добавляет он. В пресс-службе “Росно”, где, как указано на сайте “Гарант Инвеста”, застрахованы риски компании, “Ведомостям” сообщили, что такого клиента у страховщика нет.

Нашлось около 10 000 человек, доверивших деньги “Гарант Инвесту”, утверждает источник “Ведомостей”, близкий к ФСФР. Если учесть, что минимальный взнос равен $1000, фирме, должно быть, удалось собрать не меньше $10 млн. Встречались и более щедрые инвесторы. Начальник бэк-офиса ставропольской инвесткомпании “Траст” Юрий Панкратов рассказал, что в декабре одна из его клиенток забрала из “Траста” деньги, чтобы вложить их в “Гарант Инвест”. “Я ее уговаривал, ведь там обычный сетевой маркетинг”, – говорит Панкратов. По его словам, привлекая новых клиентов, она сумела вернуть $8000 из вложенных $10 000 за счет таких же “инвесторов”.

Владельцы “Гарант Инвеста” особенно не скрывают информацию о себе. По данным СПАРК, ОАО “Гарант Инвест” на 99% принадлежит ООО “Инготраст”, учредителями которого, в свою очередь, выступили несколько физлиц. Среди них Косицын и президент “Гарант Инвеста” Владимир Федан (по состоянию на середину 2003 г. им принадлежало по 35% долей ООО “Инготраст”). Связаться с ними не удалось. Замдиректора “Гарант Инвеста” Леонид Морозов подтвердил “Ведомостям”, что комиссия ФСФР выявила определенные проблемы, но официального решения службы они еще не получили. По его словам, по закону у “Гарант Инвеста” есть 15 дней для оповещения клиентов о приостановке у компании лицензии, а пока компания готовит план мероприятий по устранению претензий регулятора. “Такую работу мы уже начали, даем указания, чтобы деньги уже не принимали, но агентов и клиентов очень много, поэтому не до всех еще дошла такая информация и агенты еще могут принимать деньги”, – говорит он. Замечаний от клиентов, подчеркнул Морозов, как не было, так и нет.

Представитель ФСФР пояснил “Ведомостям”, что после принятия решения о приостановке лицензии служба должна в течение трех рабочих дней уведомить компанию об этом, а та в течение трех рабочих дней после уведомления должна оповестить клиентов. С момента получения уведомления компания не имеет права принимать деньги. Тот лишь факт, что “Гарант Инвест” обещал клиентам определенную доходность, например, указал ее в корпоративном журнале, является основанием, чтобы на шесть месяцев запретить компании совершать определенные операции или вовсе аннулировать лицензию, отмечает предправления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. А если доходность не указывалась в документах и других материалах, нужно доказать в суде, что давались устные обещания, поясняет он. Если же компания собирает деньги с приостановленной лицензией, то она подлежит ликвидации, а ее руководителям грозит до пяти лет заключения под стражей, предупреждает эксперт.