Лечь под природу


Фестиваль “Архстояние” отвечает на давно утвердившийся и устойчивый запрос современного, в меру избалованного потребителя культуры, любящего соединять отдых с несложными умственными упражнениями и предпочитающего мероприятия не слишком общедоступные. Художник Николай Полисский, когда-то купивший дом в деревне Никола-Ленивец, вот уже несколько лет вместе с местными жителями успешно устраивает художественные акции: лепит из снега армию снеговиков на месте исторического “стояния на реке Угре” войска Большой Орды, сжигает на Масленицу зиккурат, сложенный из сена, плетет из ольхи и ореха малые архитектурные формы в память о большой классической архитектуре. Вход в деревню никому не заказан, но затруднен: из Москвы до нее ехать четыре часа – и половину дороги трястись по ухабам.

Фестиваль “Архстояние” впервые собрал расширенную творческую команду. Успешные московские архитекторы с хорошей профессиональной репутацией и не обделенные большими заказами сделали для фестиваля несколько проектов, подтверждающих, что их остроумие не потеряно в рыночной гонке и они понимают свою ответственность перед культурой и средой, хотя это и не всегда видно по результатам их повседневной деятельности.

Деревня Никола-Ленивец стоит в божественно живописном месте – дали, река, леса. Не испортить эту захватывающую дух редкую красоту человеческим вмешательством – единственная достойная задача. За этим, разумеется, следит и руководство национального парка, где многое не разрешено, но и команда участников фестиваля под руководством куратора проекта Юлии Бычковой проявила максимальное смирение.

Самым спорным из всего на “Архстоянии” сделанного кажется “Николино ухо” Влада Савинкина и Владимира Кузьмина – стоящий над обрывом полукокон, в который можно зайти, чтобы посмотреть на дивный вид на реку и послушать тишину. Свежевырубленное из дерева “Ухо”, конечно, в летнем зеленом пейзаже как заноза для глаза. Но дожди пойдут – оно посереет, потускнеет и сольется с осенней природой. А у публики объект имеет успех – перед величием родных просторов у городского человека есть сильная робость, и всякий маленький павильон вроде классической беседки-ротонды его от этой бескрайней красоты, склоняющей к опасному философствованию о вечном, защищает. Это, видимо, хорошо понимает Алексей Козырь – мастер экстравагантных интерьеров. По его проекту на том же откосе сделан блиндаж, которого со стороны не видно, зато из бойницы-окошечка человек способен созерцать грандиозное божественное творение в полной от него личной безопасности.

Принципиальную архитектурную незаметность довели до крайности поклонник минимализма Евгений Асс с учениками – они закопали на территории фестиваля “секретики” на манер детских, посвященные разным людям. Говорят, кто-то, не поленившись свериться с приложенной картой, эти “секретики” раскопал и присвоил. Но для большинства публики объекты Асса сразу стали местной легендой.

Философическое произведение, отсылающее к Льву Толстому, утверждавшему, что человеку надо три аршина земли, сделал Александр Бродский. В кустах на откосе, невдалеке от деревенского кладбища, за крашеной оградкой Бродский поставил деревянную лежанку с каменной подушкой. Публика отнеслась к ней с почтением, только семейство автора весело на лежанку взгромоздилось, образовав живой памятник дачнику. То, что на природе главное – лечь, понял и Юрий Аввакумов, составивший из нескольких сотен гамаков “Золотую спираль Архимеда”. По популярности у публики это произведение могло сравниться разве что со стогом сена с закрывающейся дверкой и дыркой внутри – одним из объектов сопутствующей “Архстоянию” программы “WC сидение”, доверенной студентам.

Еще один сверхпопулярный объект – стоящий в поселке “Сарай” архитектурного бюро “Проект Меганом”. В глухом дощатом домике просверлено множество дырок, отчего, когда днем зайдешь внутрь, льющийся сквозь них свет дает сказочный красивый “эффект витража”. Вечером же, когда “Сарай” освещен изнутри, он выглядит светящимся кружевом.

Урок работы в пространстве дала голландская группа Powerhouse Company в объекте “Пикник пятиэтажек”. Ряды покрытых белыми полотнищами разновысоких прямоугольников служат то столами, то тентами, а издали повторяют рисунок стандартных “черемушек”. Полотнища, конечно, скоро станут грязными и рваными, но и пятиэтажки недолго гордо белели.

Большая часть бюджета фестиваля – грант, полученный на конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина “Меняющийся музей в меняющемся мире”. Жюри долго спорило, является ли фестиваль музейным проектом. Полисский уверяет, что часть сооружений “Архстояния” будет стоять долго и представлять музей шуток современной архитектуры под открытым небом. Но современный музей может хранить не только материальные свидетельства времени, но еще и наши проблемы и фобии, выраженные архитекторами как в больших, так и в малых формах.