Любимый противник


Не выходить за рамки

“Актуальными левыми” назвал на прошлой неделе альянс Российской партии жизни и “Родины” председатель РПЖ Сергей Миронов. На прошлых выборах в Госдуму неожиданное появление блока “Родина” отобрало значительную часть голосов у КПРФ, напоминает Юрий Коргунюк из фонда “Индем”. Сегодня сами лидеры компартии признают, что она переживает тяжелые времена. В 1999 г. коммунистов было около полумиллиона. На июньском пленуме председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов констатировал, что партийцев осталось всего 184 000, средний возраст – 58 лет, моложе 30 – лишь 7%. Росрегистрация насчитала еще меньше – 133 000. “Численные потери партии – 5000–6000 за последний год, принятие молодых не компенсирует тех, кто выбывает, – признает секретарь ЦК КПРФ, руководитель штаба протестного движения Владимир Кашин. – Чтобы это исправить, нужен целый комплекс мер – это действия не одного года. Мы обобщили опыт региональных организаций, которые прирастают и активно работают с молодежью. Перед каждым активистом поставили задачу – за год подготовить члена партии”.

“Искать и черпать резервы нужно повсюду”, – призвал Зюганов. Но искать их негде, отмечают социологи. По словам Леонтия Бызова из ВЦИОМ, 6–7% потенциальных сторонников недовольны, что “Зюганов стал системным”. Еще 15–20% голосуют за ЕР, потому что не верят, что КПРФ хочет прийти к власти, и уверены, что Зюганову нравится роль вечного оппозиционера, констатирует социолог.

На этом фоне участились внешнеполитические акции КПРФ, совпадающие с линией Кремля. “В ряде внешнеполитических оценок точки зрения партии и Кремля сходятся”, – сообщил секретарь ЦК Иван Мельников на мартовском пленуме. Зюганов ездил на Украину агитировать за Виктора Януковича и до сих пор критикует оранжевых, выступал в поддержку экс-президента Югославии Слободана Милошевича, на прошлой неделе устроил массовый пикет у посольства США против “агрессивной политики Израиля на Ближнем Востоке”. “Мы проводим акции по тем вопросам, что волнуют людей”, – объясняет Кашин.

Все чаще коммунисты отказываются от совместных действий с оппозицией. Они не стали участвовать в конференции “Другая Россия” и Российском социальном форуме. “Они не хотят ссориться с Кремлем и выходить за рамки”, – объясняет Коргунюк. “Соцфорум – это бутафория, устроенная администрацией. Мы провели свою антиглобалистскую конференцию в Питере”, – возражает Кашин. У КПРФ не может быть союзников, говорит депутат Госдумы Олег Шеин, сопредседатель профсоюза “Защита труда”: “Все организации, которые с ними работали, разошлись – и аграрии, и Партия социальной справедливости”.

Разрешена к показу

По данным информационно-аналитической системы “Медиалогия”, КПРФ стали чаще упоминать в СМИ и негатива стало ощутимо меньше. “В этом году, пожалуй, впервые в социальных вопросах компартия не столь категорична в оценках”, – отметили в новостях на “Первом канале” 16 июля. В 2005 г. КПРФ появлялась в медийном пространстве примерно 33 000 раз, ее лидер – почти 7000 раз, а в 2006 г. партию упомянули уже 18 000 раз, а Зюганова – 4000 раз.

Отношение Кремля к КПРФ изменилось после попытки раскола этой партии в 2004 г. В Кремле убедились, что они более надежные партнеры, чем “Родина” или Партия пенсионеров, говорит Коргунюк. Их риторика ужесточилась, но лишь в догматическом сталинистском плане, отмечает он. Альянс РПЖ и “Родины” может отобрать у них электорат, если Кремль решит связать партию Зюганова по рукам и ногам, считает эксперт, но КПРФ крепко держится за статус “любимых противников”. Главный редактор газеты “Завтра” Александр Проханов считает, что компартия стала аутсайдером: “КПРФ уже общипана”. Зато объединение Родины и РПЖ перспективно, потому что это левоцентристская партия со свежим контингентом и лидером, приближенным к президенту, говорит Проханов. Но пока “красный” электорат стабилен: с 2004 г. рейтинг КПРФ – 7–8% (ВЦИОМ). В “Левада-центре” цифры другие, но стабильность сохраняется: в 2005 г. рейтинг КПРФ – 19%, в первом полугодии 2006 г. – 18%.