Минуя регулятора


У компаний, остро нуждающихся в деньгах для развития бизнеса, есть всего несколько способов найти необходимые ресурсы: кроме привлечения банковских кредитов они могут выпустить векселя или облигации. Векселя – вымирающий инструмент, указывает первый зампред правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев, а вот между остальными компаниям приходится выбирать. “Если заемщик хочет уменьшить стоимость привлечения или снизить зависимость от одного кредитора, то он предпочтет выпустить облигации”, – добавляет банкир. Однако на это уйдет не один месяц: прежде чем предложить свои бумаги инвестору, эмитент должен зарегистрировать их проспект в Федеральной службе по финансовым рынкам. Регистрация занимает в среднем 3–4 недели.

Но теперь у компаний есть возможность быстрее встретиться с инвесторами. На минувшей неделе президент Владимир Путин подписал поправки в закон “О рынке ценных бумаг”, предусматривающие появление нового вида долговых инструментов – биржевых облигаций. В отличие от классических бондов они могут выпускаться без госрегистрации. “Новые бумаги ускорят выход [компаний] на биржу и упростят доступ к заемным средствам”, – поясняет первый замначальника департамента корпоративных финансов “Российских железных дорог” Юрий Новожилов. Впрочем, без проспекта публичному заемщику все равно не обойтись – биржа просто не допустит его бумаги к размещению и торгам. “Вся нагрузка по регистрации теперь ложится на нас”, – указывает заместитель гендиректора ММВБ Геннадий Марголит.

Однако по упрощенной процедуре заемщики могут привлекать только краткосрочные ресурсы, ведь срок обращения биржевых облигаций согласно закону ограничен одним годом. Новые инструменты станут достойной альтернативой векселям или краткосрочным кредитам, полагает замначальника управления регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг ФСФР Павел Филимошин. Управляющий партнер “Алемара” Дмитрий Журба, в течение нескольких лет работавший финансовым директором РАО “ЕЭС России”, советует не обольщаться. “На год [облигации] никто не выпускает, – настаивает он. – Слишком велики затраты: эмитент платит не только за организацию займа, но и за листинг, клиринг, услуги платежного агента и проч.”. Но Новожилов считает, что все издержки компенсирует прозрачность биржевого размещения. Он напоминает, что РЖД сознательно не выпускает векселя и старается не злоупотреблять банковскими ссудами.

Прозрачность эмитента, подчеркивает Марголит, обеспечит норма закона, разрешающая размещение и обращение биржевых облигаций только на фондовой бирже, где уже имеют листинг акции компании-эмитента. Это ограничение оставляет за бортом целый ряд надежных эмитентов, замечает Новожилов. В первую очередь он имеет в виду компанию, в которой работает. РЖД на 100% принадлежит государству, и акции предприятия не торгуются на рынке. Тем не менее его высокая кредитоспособность подтверждена ведущими рейтинговыми агентствами: и Standard & Poor’s, и Moody’s оценивают РЖД на одном уровне с государством. “Требования площадок к листингу настолько жесткие, что биржевые облигации будут доступны только очень узкому кругу [эмитентов]”, – констатирует Журба. Так, в котировальных списках ММВБ числятся акции всего 39 компаний, РТС – 52.

Первые биржевые бумаги, надеется Филимошин, могут появиться уже в этом году. Служба, по его словам, сейчас готовит нормативную базу для их выпуска. Готовится к запуску новых облигаций и ММВБ, но, когда это может произойти, на бирже пока не предполагают. Не называют там и возможные сроки регистрации проспектов. “Мы будем стараться максимально сократить эту процедуру”, – уверяет Марголит. В “Уралсвязьинформе” не исключают, что в следующем году компания рефинансирует один из своих старых займов, в том числе с помощью биржевых облигаций.