Нет ажиотажа


В пятницу Фонд имущества Санкт-Петербурга выставил на торги отдельными лотами права аренды 10 участков, предназначенных для строительства АЗС. Торги по семи лотам не состоялись из-за отсутствия претендентов. Один участок на Приморском шоссе с превышением цены в один шаг за $585 000 в год приобрела компания “Шелл АЗС”. Участки на Рябовском шоссе по стартовой цене $460 000 в год и на Шафировском проспекте с превышением цены в один шаг за $385 000 достались компании “Развитие территорий”. Ее соперником была компания “Фаэтон-Аэро”. После завершения аукциона его организаторы обнаружили, что эти компании договорились между собой, заявил источник в руководстве Фонда имущества Петербурга. По его словам, “Фаэтон-Аэро” и “Развитие территорий” имеют один юридический адрес, их заявки были поданы чуть ли не на одинаковых бланках, одними и теми же людьми, а участки в результате были проданы по стартовой цене или с минимальным превышением в один шаг, утверждает собеседник “Ведомостей”. Руководитель отдела инвестиций компании “Фаэтон” Андрей Черняк называет “Развитие территорий” дружественной компанией, которая, однако, не аффилирована с “Фаэтоном”. По его словам, победитель аукциона уже предложил “Фаэтону” продать купленные на торгах участки. Компания “Развитие территорий” является независимой фирмой, утверждает ее гендиректор Андрей Верстаков, который также называет себя и единственным учредителем компании. По его словам, фирма зарегистрирована в Петербурге и специализируется на девелопменте территорий.

Организатор торгов недоволен, но ничего не может поделать. “Формально эти компании не связаны, поэтому мы не можем отменить результаты торгов или подать иск”, – говорит представитель Фонда имущества.

Обвинять компании в аффилированности можно, если это прослеживается на уровне учредительных документов, а доказать наличие устных соглашений между не связанными между собой компаниями крайне сложно, считает юрист компании Salans Артем Жаворонков. “Не представляю, что Фонд имущества мог бы предпринять в такой ситуации”, – говорит он.

На аукцион были выставлены не самые привлекательные участки, так что ожидать роста цен в любом случае не стоило, считают эксперты.

Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин констатирует низкий интерес к торгам со стороны участников петербургского топливного рынка. По его словам, на торги была выставлена земля “низкого качества”. К тому же в последнее время на рынке появилось очень много участков, замечает он. “Сейчас в городе работает около 330 заправок, за ближайшие два года к ним добавится еще около 150, – говорит Ашихмин. – Это означает, что реализация топлива [через одну станцию] снизится примерно на треть. Поэтому работающие на рынке игроки понимают, что нет особого экономического смысла вкладываться в посредственные участки”.

Начальник управления стратегического планирования и развития проектов Петербургской топливной компании Леонид Чурилов говорит, что компанию также заинтересовали только три участка из десяти предложенных. Однако, оценив их, компания сочла условия невыгодными для себя и решила не принимать участия в аукционе, говорит он.

По оценке гендиректора компании “Knight Frank – Санкт-Петербург” Олега Баркова, 30 участков, которые Фонд имущества выставляет на продажу единым лотом 4 августа, гораздо привлекательнее тех, что продавались по отдельности. С ним согласен Черняк из “Фаэтона”.

“Со стороны властей было бы справедливо дать шанс развиваться не только крупным компаниям, но и местным сетям. Однако почему-то все интересные участки оказались в крупном лоте”, – говорит он. По условиям аукциона, назначенного на эту пятницу, претендент должен внести задаток в размере начальной цены этого лота – $14,7 млн. Кроме того, победитель торгов должен будет заплатить в бюджет Петербурга налогов примерно на 3 млрд руб., из которых не менее 100 млн руб. получены от торговли нефтепродуктами.