Тратить больше


Высокие цены на нефть, металлы и другое сырье, благоприятные условия на финансовых рынках дали Латинской Америке возможность для развития, говорится в докладе экономической комиссии ООН по региону (ECLAC). Теперь латиноамериканские страны стали лучше защищены от внешних шоков, отмечает руководитель ECLAC, экс-министр экономики Аргентины Хосе Луис Мачинеа. Его тревожит, однако, что правительства Латинской Америки не пытаются избавить экономики от сырьевой зависимости за счет диверсификации. “Рост цен [на сырьевые ресурсы] должен расцениваться как исключительная удача, которой следует воспользоваться, но только Чили пытается диверсифицировать экономику, – пишет Мачинеа. – Цены не вечно будут высокими, и поезд уходит”.

Экономики региона непрерывно растут уже четвертый год подряд. Их совокупный ВВП в 2006 г. вырастет на 5%, прогнозирует комиссия (в 2005 г. – +4,5%). В большинстве стран рост ВВП будет колебаться в пределах 3,5–6,5%. Больше других стран в 2006 г. прибавят Аргентина и Венесуэла (по 8%). Региону не на что жаловаться: в 2005 г. средние цены на экспортируемые товары были на 27,8% выше, чем в 1990-х гг., а импортные цены – всего на 4,4%. А по сравнению с 2003–2004 гг. условия внешней торговли в 2005 г. улучшились примерно на 9%.

В результате сальдо текущего баланса (превышение экспорта товаров и услуг над их импортом плюс переводы мигрантов) в 2005 г. достигло $35,3 млрд (1,5% ВВП). Прямые иностранные инвестиции в 2005 г. составили $47,8 млрд (+9,7%). Уровень внешнего долга нефинансового сектора за прошлый год упал с 55,9% ВВП до 48,6%. Госдолг упал с 37% до 27% ВВП. При этом латиноамериканские страны проводят жесткую бюджетную политику – первичный профицит достиг 1,4% ВВП. Росту способствуют также восстановление потребления на внутреннем рынке и расширение банковского кредита.

Но этого мало. Чтобы обеспечивать устойчивый рост ВВП на уровне 6% в год, странам региона нужно поддерживать отношение инвестиций к ВВП на уровне 24–27%, полагает комиссия. Но средний уровень куда ниже (21,5%), и лишь Чили радует ООН (27,5%). Поступающие в регион сырьевые деньги почти не используются для строительства дорог, портов и иной инфраструктуры, сетует Мачинеа, а средний уровень госрасходов, связанных с инфраструктурными проектами, в 2005 г. составил лишь 1,5% ВВП. “Наиболее эффективно расходует сырьевые деньги Чили, где доходы от продажи меди поступают в стабфонд”, – соглашается Бенито Беребер из HSBC. Мексика, Колумбия, Эквадор и Венесуэла могли бы энергичнее рассчитываться по долгам и больше вкладывать в развитие инфраструктуры, отмечает он.

В Мексике нет стабфонда и долгосрочной стратегии использования нефтяных денег, отмечает Дэвид Франко, аналитик J.P. Morgan. Но в остальном нефтяные доходы в Мексике распределяются достаточно эффективно, считает он: половину нефтяных денег правительство тратит на модернизацию нефтяной госкомпании Pemex, четверть переводят правительствам штатов на развитие инфраструктуры и столько же – на обслуживание госдолга и покрытие госрасходов.