Wal-Mart не прижилась в Германии


Wal-Mart, которой неудачная попытка завоевать Германию обойдется в $1 млрд убытков, не смогла выдержать конкуренции с местными сетями (Real группы Metro и дискаунтеры Aldi). Компании стало “ясно, что при нынешней экономической ситуации в Германии будет сложно достичь тех масштабов и результатов, к которым она стремится”, говорится в заявлении заместителя председателя совета директоров Wal-Mart Майкла Дюка. “Продажа подразделения позволит нам сконцентрироваться на рынках, где мы имеем больше возможностей для достижения своих целей”, – сказал Дюк.

Metro сообщила, что по условиям сделки германские магазины Wal-Mart, продажи которых в прошлом году составили $2,5 млрд (из $312 млрд глобальной выручки Wal-Mart), будут присоединены к подразделению германской сети Real Hypermarket. Помещения 19 магазинов принадлежат американской компании, остальные арендованы. В магазинах работает 11 000 человек. “Это приобретение позволит нам увеличить число магазинов и усилить позиции на германском рынке”, – говорится в заявлении генерального директора Metro Ганса-Йоахима Кербера.

Всего у Wal-Mart 5700 магазинов по всему миру. За пределами США сеть включает 2700 магазинов в 14 странах. Ее экспансия на международных рынках, на которые сейчас приходится пятая часть общих продаж, началась в начале 1990-х и не всегда проходила гладко. Компания оставалась слишком американской и не всегда учитывала особенности местных потребителей. Например, бразильцам, фанатам футбола, предлагались клюшки для гольфа, а в жаркой Мексике продавались коньки. В Германии, на самом большом европейском рынке, у Wal-Mart возникли проблемы и с ее собственными сотрудниками, и с потребителями. Например, компании пришлось изменить свой этический кодекс, запрещающий личные связи между служащими и их начальниками, после нескольких обращений в суд. В США это ограничение распространено, но немцы посчитали его ущемлением своих личных свобод. Потребителям же не понравилось, что продавцы сами укладывают покупки в пакеты и улыбаются (как им положено по правилам) – покупатели увидели в этом флирт. Но сильнейший удар Wal-Mart получила от Aldi. На дискаунтеры, продающие ограниченное число товаров под собственными марками по крайне низким ценам, приходится 40% продаж продуктов питания в Германии. “Wal-Mart позиционировала себя как самая дешевая сеть, но это место в Германии занято Aldi”, – говорит аналитик GfK Вольфганг Твардава.

Несколько больше Wal-Mart повезло в Великобритании – ее местное подразделение Asda, купленное в 1999 г., долгое время было самой дешевой из британских продуктовых сетей вроде Tesco. Но конкуренты смогли догнать ее. Asda ответила открытием небольших магазинов по примеру своих соперников и продолжает снижать цены. (Использованы материалы WSJ, FT, 28.07.2006.)