ЮКОС расстается с прошлым


Смена регистратора – это один из основных моментов для получения контроля над компанией, рассуждает партнер юрфирмы “Юст” Артур Рохлин. Ведь регистратор – это прямой доступ к информации об акционерах и о любых сделках с акциями плюс счетная комиссия на собраниях акционеров. Первого августа московский арбитраж рассмотрит дело о банкротстве ЮКОСа: кредиторы предложили ввести в компании конкурсное производство и распродать ее активы. Но сделки с акциями ЮКОСа не запрещены, сказал временный управляющий Эдуард Ребгун. Например, получить контроль над ЮКОСом может “Роснефть”. Десятого августа московский арбитражный суд планирует рассмотреть иск “Юганскнефтегаза” к ЮКОСу и Hulley Enterprises. “Юганск” требует от них возместить убыток в размере 226 млрд руб. из-за использования трансфертных цен в 1999–2003 гг. и может получить в счет долга акции ЮКОСа, принадлежащие Hulley Enterprises. Купив в декабре 2004 г. главную добывающую “дочку” ЮКОСа – “Юганскнефтегаз”, “Роснефть” первым делом заменила “М-Реестр” на собственного регистратора – “Реестр-РН”. Видимо, для полного контроля над ЮКОСом и выбран лояльный государству регистратор, резюмирует Рохлин.

С 5 августа у ЮКОСа будет регистратор, сообщил в пятницу Национальный депозитарный центр. Как говорится в его пресс-релизе, решение отказаться от услуг “М-Реестра” принял совет директоров ЮКОСа, а новым регистратором нефтяной компании станет ЗАО “ЦОР”, зарегистрированное в Оренбурге.

Представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон не смогла прокомментировать смену регистратора, а менеджер компании, попросивший об анонимности, утверждает, что у ЮКОСа давно не ладятся отношения с “М-Реестром”, который ведет реестры не только опальной компании, но и его “дочек”. Еще в начале этого года сотрудники ЮКОСа рассказывали “Ведомостям”, что регистратор не предоставляет выписки из реестра акционеров по запросам компании. Дело в том, что “М-Реестр” контролируют структуры GML, уверяет представитель крупного регистратора. GML конфликтует с московским менеджментом ЮКОСа, который действует в интересах крупнейших кредиторов нефтяной компании – государства и “Роснефти”, рассказывает сотрудник ЮКОСа. Поэтому, когда кредиторы попросили о смене регистратора, менеджеры вынесли этот вопрос на рассмотрение совета директоров – чтобы GML через “М-Реестр” не могла повлиять на работу компании. Правда, директор GML Тим Осборн утверждает, что группа не владеет “М-Реестром” и о смене регистратора ему ничего не известно.

Получить комментарии “ЦОР” “Ведомостям” вчера не удалось. Среди его клиентов – Внешторгбанк и Промышленно-строительный банк. По данным “СПАРК”, гендиректор регистратора – Татьяна Яцук, которая также руководит юрфирмой “Вектор эффективности”. А та на своем сайте указывает в качестве партнера самарский филиал компании “Статус” – регистратора РАО “ЕЭС России” и Сбербанка.

В “Роснефти” комментировать смену регистратора ЮКОСа не стали.