Бизнес испорчен


Сегодня в Подмосковье на территории свободной экономической зоны “Шерризон” откроется китайский таможенный терминал (склад временного хранения, СВХ) “Дружба”. Его строительство профинансировали крупнейшие китайские компании, которые экспортируют в Россию товары народного потребления при кураторстве китайского госпредприятия “Центр развития торговли и управления инвестициями в Европу”. Терминал рассчитан на 7000 кв. м. Китайцы купили уже готовое здание и сумма сделки не разглашается, говорит сотрудник “Шерризона”. Несмотря на то что располагается терминал в свободной зоне, никаких особых льгот у него не будет.

Китайский проект получил полную поддержку российской таможни, говорит сотрудник китайского посольства в Москве. Терминал будет способствовать привлечению на российский рынок китайских компаний, которые “заинтересованы в изменении имиджа товаров, производимых в Китае, и уменьшению серого импорта из Поднебесной”, говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС). Специальный терминал нужен, чтобы пресечь злоупотребления при ввозе китайских товаров в Россию, связанные с коррупцией на таможенных постах, уточняет китайский дипломат.

Рейды органов МВД по борьбе с экономическими преступлениями на склады с китайским товаром – весьма распространенное явление, подтверждает источник, близкий к ГУВД Москвы. Как правило, выбираются склады, в отношении которых есть информация о хранении контрабанды или контрафакта. “Обычно заранее под предлогом административных нарушений изолируются реальные хозяева, для острастки к складу подгоняются большие грузовики, а дальше ставится вопрос ребром в соответствии с главным принципом органов по борьбе с экономическими преступлениями: “платите сейчас или никогда”, – рассказывает он. Решение крупных китайских бизнесменов открыть большой склад временного хранения по согласованию с российскими властями выглядит логичным способом избежать подобного рода наездов. Однако еще один источник в МВД говорит, что и новый склад не избежит проверок, хотя “всякую шелупонь” его хозяевам удастся отсечь.

Обелить импорт из Китая таким образом невозможно: слишком невелик терминал по сравнению с объемами торговли, говорит источник в “Шерризоне”. Только за январь – май Россия импортировала из Китая товаров на $3,6 млрд. А руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев считает, что это провальный проект. Рынок складов временного хранения очень конкурентный, и авторы проекта благодаря дружбе с прежним руководством российской таможни собирались привлечь китайские компании преференциями. На бумаге это могло быть упрощенным декларированием товаров, что на деле могло обернуться недостоверным декларированием. Руководство таможни сменилось и привлекательность терминала для экспортеров снизилась, полагает Санакоев.

Сотрудник Института экономики переходного периода Сергей Приходько не слышал, чтобы страна-экспортер специально для себя создавала терминалы. А президент Владимир Путин недавно напомнил таможенникам, что не надо сливаться в экономическом экстазе с бизнесменами, после чего новый глава ФТС Андрей Бельянинов заявил, что все склады должны принадлежать государству. Но сегодня он поедет открывать новый терминал.