И лайнеры в нагрузку

Борису Абрамовичу придется доплатить за контроль в новом авиахолдинге/ Е. Стецко

Новый лайнер RRJ, или Russian Regional Jet, – самый амбициозный проект российского авиапрома. Первый полет лайнера запланирован на 2007 г., но пока “Сухой” не продемонстрировал ни одного собранного самолета. Зато в прошлом году твердый контракт на покупку 30 RRJ подписал “Аэрофлот”. А на недавнем авиасалоне в Фарнборо соглашение о покупке 15 SuperJet с опционом еще на 15 лайнеров подписал гендиректор и совладелец “Красэйр” Борис Абрамович, пообещав подписать твердый контракт осенью. Вчера Абрамович отказался комментировать включение этого контракта в схему формирования авиахолдинга. В пресс-службе Минтранса тоже не стали комментировать предложения коллег из Минэкономразвития, хотя их проект указа сейчас находится на согласовании в министерстве.

Росимущество и Минэкономразвития продолжают продвигать две разные схемы консолидации авиационной отрасли на базе одних и тех же активов. Министерство поддерживает план создания холдинга “Эйр Юнион” на базе авиакомпании “Красэйр” и других перевозчиков этого альянса. А Росимущество, которому сейчас принадлежат госпакеты акций большинства объединяющихся авиакомпаний, настаивает на русском названии “Росавиасоюз”. Основной же спор чиновников идет о том, должно ли государство быть контролирующим акционером этой укрупненной авиакомпании. Минэкономразвития считает, что контроль должен быть у частников, и это предусмотрено в подготовленном министерством проекте указа президента, заявил вчера министр Герман Греф. Правда, и Росимущество в ответ сообщило, что тоже подготовило документы для согласования, но настаивает на сохранении госконтроля.

Ведомство подкрепляет свою позицию результатами оценки активов – они показывают, что взнос государства составит больше половины. Но министерство нашло контраргумент, расширив список этих активов. Как рассказал “Ведомостям” помощник Грефа Игорь Коньков, в последней редакции проекта указа среди передаваемых в капитал “Эйр Юнион” активов появился новый – ООО “Эйр Юнион – Р.Р.Джи”. Как пояснил собеседник “Ведомостей”, учредить это новое ООО с уставным капиталом более $20 млн министерство предлагает частным акционерам “Красэйр” и других компаний из альянса “Эйр Юнион”.

Тогда совокупный взнос частников в капитал авиахолдинга “Эйр Юнион” перевесит взнос государства, а деньги “Эйр Юнион – Р.Р.Джи” пойдут на покупку новых самолетов, и прежде всего 15 новых самолетов SuperJet производства государственной корпорации “Сухой”. Раньше эти самолеты назывались RRJ, что и отразилось в названии ООО, – ведь проект указа, как признался Коньков, готовился около года. Доля государства в авиахолдинге составит не менее 45% и это зафиксировано в проекте указа, заключает Коньков. Его слова подтверждает другой профильный чиновник.

Пока чиновники не договорятся, ни “Красэйр, ни “Аэрофлот” укрупняться не смогут, замечает аналитик “Центринвеста” Михаил Ганелин. Для компаний это не слишком комфортно, ведь обе заявляли, что боятся конкуренции со стороны иностранцев, но государство, похоже, это не волнует, рассуждает аналитик.

А RRJ явно используется чиновниками как разменная монета в торгах за контроль в холдинге “Эйр Юнион”, резюмировал он. “Какие бы игры ни были у чиновников по поводу консолидации авиаперевозчиков, производители самолетов от них только выиграют, поскольку получат крупных заказчиков”, – говорит на это менеджер “Сухого”.