Из Maserati к Дерипаске


Недавно ГАЗ зарегистрировал новую британскую “дочку” – GAZ International. Она ищет возможности по расширению бизнеса ГАЗа за рубежом, пояснил “Ведомостям” гендиректор “Русских машин” Петр Золотарев. Председателем совета директоров GAZ International является предправления группы “ГАЗ” Эрих Эберхардсон, а гендиректором назначен экс-президент Ford Europe и экс-гендиректор Maserati Мартин Лич. Он-то и будет курировать западные проекты группы “ГАЗ”, поясняют в компании.

48-летний Лич известен в автомобильном мире. С 2005 г. он возглавляет свою консалтинговую компанию Magma, а прежде успел поработать управляющим директором Mazda, президентом европейского Ford и Maserati. Везло ему не всегда. Отставка Лича с поста президента Ford Europe последовала через месяц после публикации финансовых показателей Ford Europe за первое полугодие 2003 г.: за квартал доналоговые убытки Ford Europe выросли с $249 млн до $774 млн. Осенью того же года стало известно, что Лич собирается возглавить автомобильное подразделение Fiat. Однако Ford пригрозил через суд воспрепятствовать работе своего бывшего топ-менеджера у конкурентов. После этого гендиректором Fiat был назначен Херберт Демель, а Личу пришлось довольствоваться должностью руководителя одной из “дочек” Fiat – Maserati. Лич подал на Ford в суд, доказывая, что из компании его выжали, и требовал компенсацию в 60 млн евро (тогда – $71 млн). В январе 2004 г. суд в США признал правоту Лича. А в марте 2005 г. по мировому соглашению Лич получил $2 млн, сообщали источники газеты Detroit News. Вообще-то Лич был прав – к такому выводу пришло и руководство ГАЗа, внимательно изучив ту историю, рассказал топ-менеджер ГАЗа.

Пост руководителя Maserati Лич вынужден был оставить в 2005 г. – после того как из Fiat Auto ушел Херберт Демель, не проработавший там и 15 месяцев.

Из всех российских автозаводов топ-менеджеров – иностранцев на работу нанимает только ГАЗ, но и сюда таких статусных руководителей еще не приглашали. По признанию источников “Ведомостей” в группе “ГАЗ”, владельцы Magma сами предложили консалтинговые услуги примерно год назад. По оценке главы автомобильного направления Ward Howell International Бориса Рохина, годовое вознаграждение Лича в GAZ International составит около $1–2 млн. С Личем связаться не удалось, а его партнер Стив Янг пояснил “Ведомостям”, что пришел работать в GAZ International, потому что верит в потенциал компаний с развивающихся рынков.

ГАЗ и его владелец рассматривали разнообразные идеи Magma. Именно Лич предложил ГАЗу сделку с Sun Capital по покупке компании LDV, которую на прошлой неделе завершила GAZ International. LDV – британский производитель фургонов и микроавтобусов, создана в 1925 г., в 2006 г. планирует выпустить 10 000 микроавтобусов Maxus. По собственным данным LDV, оборот – около $370 млн в год. В 2005 г. группа пережила процедуру банкротства и перешла в собственность венчурного фонда Sun Capital Partners, входящего в индийскую группу Sun.

Лич будет председателем совета директоров LDV, а Янг – ее гендиректором (он также будет и директором GAZ International). Теперь ГАЗ думает над тем, как расширить производство LDV в Великобритании. Выпуск Maxus в России планируется наладить к 2008 г. (20 000 машин в год), а стоить они здесь будут около $20 000 (от $31 300 в Великобритании), сообщил вчера Эберхардсон. Вдобавок на платформе Maxus ГАЗ может разработать новое поколение легких коммерческих автомобилей. Maxus сейчас продается в основном среди корпоративных клиентов, а ГАЗ намерен наладить и розничные продажи LDV, а также расширить их экспорт. Сейчас у LDV есть 90 дилеров, но кроме Великобритании эти машины продаются лишь в Турции и Малайзии. Но ГАЗ рассчитывает наладить их продажи во Франции, Испании, Голландии и Дании, пояснил “Ведомостям” Эберхардсон. А ГАЗ может организовать сбыт своих машин через дилерскую сеть LDV, уточняет он. Сумму сделки Sun Capital и ГАЗ не раскрывают. А аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова оценивает ее в $50 млн.