Митволь взялся за “Транснефть”


Вчера Минприроды и Министерство по чрезвычайным ситуациям объявили о случившейся 29 июля аварии на участке магистрального нефтепровода “Дружба”. По данным чиновников, ЧП случилось в 5 часов 20 минут по московскому времени в 2 км от населенного пункта Красная Слобода Суражского района Брянской области на участке нефтепровода Унеча – Полоцк. Согласно сообщению трубопроводной монополии, в результате прорыва трубы произошел разлив нефти на площади 340 кв. м в объеме 48 куб. м.

А вечером на место аварии прибыл замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, который после краткой инспекции принялся громить “Транснефть”. Техническое состояние трубопроводов находится в плачевном состоянии, заявил он “Ведомостям”. “Многие переходы в нитках трубопровода построены с нарушением технологии: часть идет по суше, а часть – под водой. Резкие перепады – это большой риск прорыва, особенно зимой, – говорит он. – Много и других опасных дефектов, в частности сварных швов”. Чиновник также отмечает, что в трубах очень высокое давление – около 43,5 кг на квадратный сантиметр – и “Транснефти” следует подумать о его снижении. По предварительным данным Росприроднадзора, из-за аварии из трубы вылилось около 100 т нефти.

По словам Митволя, только за последние четыре месяца на двух ветках этого нефтепровода (Унеча –Полоцк-1 и Унеча – Полоцк-2 общей протяженностью свыше 700 км) было выявлено 487 опасных дефектов. Эксплуатируются они с 1964 и 1974 гг. соответственно. С тех пор трубы на них не менялись. По мнению Митволя, те меры, которые предпринимает “Транснефть” для повышения надежности нефтепроводов, не могут обеспечить полной гарантии их безопасности. “Только чудом в этот раз нефть не попала в Днепр”, – негодует Митволь. Единственный выход из этой ситуации – полная замена труб на обоих участках в самом ближайшем будущем, считает Митволь: “Только так мы сможем спасти реку”. Как говорит чиновник, в ближайшее время будет рассчитан ущерб окружающей среде от аварии, после чего будет решаться вопрос о применении штрафных санкций к “Транснефти”. А в интервью “Прайм-ТАСС” он не исключил вероятности обращения в прокуратуру.

Представители “Транснефти” вчера были недоступны для журналистов. А на интернет-сайте компании появилось сообщение о том, что авария уже ликвидирована. Расстояние от места, где она произошла, до ближайшей реки Ипуть составляет 4 км, поэтому ее загрязнения не произошло, говорится в сообщении.

Замена труб может стоить “Транснефти” в зависимости от инфраструктуры и трассы от $500 000 до $1 млн за 1 км, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. “Для компании, которая сосредоточила свои усилия на строительстве трубопровода ВСТО, такие траты, несмотря на хорошее финансовое положение, несвоевременны”, – отмечает эксперт. Если “Транснефть” будет менять трубы на отрезке “Дружбы”, следует ждать увеличения тарифов за прокачку нефти, предупреждает Нестеров. Сейчас тариф в среднем по стране составляет $2,6–3,3 за баррель, напоминает он.