На Украину через Днепропетровск


Чешская группа Home Credit, которая сейчас является частью PPF, одной из крупнейших финансовых компаний Центральной Европы, на российский рынок потребкредитования вышла четыре года назад. Тогда чехи, по сути, купили лишь банковскую лицензию. И весь бизнес в России выстраивали с нуля. Тем не менее им удалось стать одним из ведущих банков в этом сегменте.

Однако на украинский рынок чехи решили выходить, прикупив уже существующий бизнес. И договорились о покупке Агробанка и финансовой компании “Приваткредит”.

Агробанк с активами в 3,3 млрд в рублевом эквиваленте на 1 июля, по собственной оценке, входил в двадцатку лидеров банковского сектора Украины и занимал около 12% рынка потребкредитования Днепропетровской области. Из Агробанка в ближайшем будущем планируется сделать одно из ведущих финансовых учреждений, специализирующихся на потребительском финансировании в стране, сообщил через пресс-службу член правления PPF и гендиректор группы Home Credit Ладислав Хватал. По словам пресс-секретаря Агробанка Анны Закировой, после завершения сделки Агробанк останется многофункциональным банком. Но в рамках отдельного проекта Home Credit откроет порядка 3000–3500 точек продаж потребкредитов по всей Украине.

Второе приобретение PPF – небанковская финансовая компания “Приваткредит”, дочерняя структура крупнейшего банка в стране – Приватбанка – со штаб-квартирой в Днепропетровске. Заместитель руководителя отдела индивидуального бизнеса Приватбанка Роман Негинский сказал “Ведомостям”, что акционеры “Приваткредита” продадут чешским финансистам все 100% акций этой компании, работающей на Украине под брендом “Просто кредит”.

После приобретения группой Raiffeisen второго по величине банка страны – “Аваль” представители Приватбанка неоднократно отмечали, что контроль над ним останется в руках украинских инвесторов. Но случай с “Приваткредитом” особый – к активным поискам покупателя его акционеры приступили, по словам Негинского, в начале этого года. Изначально компания создавалась как инвестиционный проект с перспективой дальнейшей продажи, объясняет банкир. По его словам, Home Credit был первым, кто заинтересовался покупкой украинской компании. Был этап, когда казалось, что процесс переговоров несколько затянулся и пора искать другого покупателя. Это заставило чехов активизироваться, вспоминает Негинский. Он уверяет, что покупатели не намерены проводить ребрендинг покупаемой компании и менять ее стратегию ведения бизнеса.

Негинский подчеркнул, что свой кредитный портфель “Приваткредит” продавать чешским покупателям не будет, поскольку все ссуды находятся на балансе Приватбанка. А активы продаваемой компании – сложившиеся отношения с торговыми сетями, персонал и действующая структура, ежемесячно генерирующая вполне конкурентные объемы продаж, заключил он. Сегодня “Приваткредит” насчитывает 800 самостоятельных точек и около 200 точек в торговых сетях по всей Украине, говорит пресс-секретарь Приватбанка Олег Серга.

Сумму сделок их участники не разглашают. Начальник отдела маркетинга и стратегии Внешторгбанка на Украине Максим Швец полагает, что с учетом последних сделок на местном рынке стоимость Агробанка может составить 3–3,5 его капитала, т. е. около 1,2 млрд в пересчете на рубли. Стоимость “Приваткредита”, по его мнению, не ниже из-за наработанной истории и известного бренда.