НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Борцы за капитал


Главный герой “Двенадцати стульев” чтил Уголовный кодекс и знал 400 сравнительно честных способов отъема денег. Если бы он померился силами с героями книги “Акционерный капитал”, то наверняка бы признал, что количество таких деяний множится и уже не поддается перечислению. Ее автор Александр Молотников, эксперт в области корпоративного права, в своей новой книге описывает закон об акционерных обществах глазами “рядовых российских борцов за акционерный капитал”.

Впрочем, речь идет не только об этих тружениках на ниве корпоративного бизнеса: в книге есть и любовь-морковь, и выстрелы, и погони, и жизнь “безропотного юридического официанта”, и даже наблюдение автора о том, что в среде бюрократии недавно произошла невидимая простым смертным трансформация. По версии Молотникова, чиновники среднего звена, “не имеющие охраны и вынужденные ездить на подержанных иномарках без магического триколора, тем не менее уже давно осознали свою сопричастность происходящим в стране процессам”. “В их глазах читается легкое пренебрежение окружающей суетой, походка выражает уверенность в финансовой значимости их подписи, – пишет автор и резюмирует: – В общем, весь их вид говорит о том, что хозяева на этой улице именно они, а не пробегающие мимо тридцатилетние обладатели дорогих костюмов и ультрамодных сотовых телефонов”.

Сотовых телефонов и на улице Новый Арбат, где разворачивается действие первой главы, и в книге действительно хватает: их обладателям завидуют студенты и акционеры-пенсионеры, официанты и девицы ресторанов. И правда есть чему завидовать: только один звонок на мобильный московскому банкиру помог главному герою главы о крупном северном предприятии опередить всех конкурентов в борьбе за кресло директора. Но фортуна от него отвернулась, когда он, забыв о судьбе завода и его рабочих, попытался прибрать предприятие к своим рукам. Сразу же после собрания акционеров раздался еще один звонок: тот же голос московского банкира приговорил победителя: “Желаю удачи. Надеюсь, вы не пожалеете о том, что совершили...”.

В другой главе, самой кровавой по числу трупов, скромный и незаметный директор цементного завода, став его хозяином, тоже не выдержал испытания капиталом. После устранения конкурентов он “стал воровать, причем сам у себя” и начал “бурно увеличивать семейный бюджет, забывая о производственных циклах, о том, что из компании нельзя выкачивать финансовые средства”. Нанося вред репутации завода, покупал второсортный песок и мел – сырье для производства цемента – и получал за это откаты от поставщиков.

Таких горе-директоров в книге учат уму-разуму их партнеры по бизнесу. Например, в одной из глав “в результате задушевного разговора с партнером об итальянский стол в директорском кабинете была разбита украинская булава с фарфоровым набалдашником” и лишь присутствие третьего лица спасло топ-менеджера, “мало знакомого со спецификой решения производственных вопросов в новой России”, от физической расправы.

Выстраивая оборонительные редуты вокруг своих предприятий, владельцы порой заставляют борцов за капитал преодолевать самые немыслимые преграды. Ну скажите честно, кто отважится отправиться для ознакомления с документами акционерного общества в помещение, граничащее с мужским туалетом, где “было замуровано окно и освещение осуществлялось очень слабой мерцающей лампой”. Молотников пишет, что перед этими людьми “можно было снять шляпу – не каждый способен высидеть в полутемной комнате, в которой абсолютно нереально прочитать и несколько строчек, а благодаря тоненькой перегородке слышно практически любое действие, совершаемое в туалете. Разумеется, запахи тоже беспрепятственно проникали через перегородку, ко всему прочему в комнате отсутствовала вентиляция, а дверь автоматически захлопывалась за вошедшими, и ее можно было открыть только снаружи”. К тому же на предприятии действовал особый режим и всем без исключения посетителям запрещалось проносить на территорию фото- и видеокамеры, а также сотовые телефоны с указанными функциями.

Уверен, что все эти будни борцов за капитал наверняка будут интересны не только нашему, российскому читателю: зарубежные инвесторы почерпнут из книги массу полезной информации о нравах, царящих в нынешней России, о том, с какими трудностями сталкиваются бизнесмены и как они их преодолевают. Одному из героев, например, помогла классическая русская литература. Случайно отобрав у сына книгу, он запоем прочитал рассказ Антона Чехова о крушении купца Авдеева, которого как члена ревизионной комиссии лопнувшего банка отдали под суд из-за того, что он всего лишь подписывал отчеты банка. Заканчивался рассказ Чехова плохо: купца приговорили к ссылке в Тобольскую губернию. Финал главы Молотникова более удачен: героя, члена ревизионной комиссии двух компаний, избрали директором.

Какой путь для себя избрал автор – эксперта или писателя, пока не ясно. Зато он определился с очень важным для любого человека вопросом о счастье. Автор считает, что “счастье недостижимо, а его наличие является не чем иным, как иллюзией, которая по природе своей мимолетна”.