Плюс 150 млрд


В четвертый раз за четыре месяца Минэкономразвития пересмотрело собственное представление о том, какими будут цены на нефть. В марте правительство по предложению Минэкономразвития утвердило сценарные условия развития экономики на три года: цены в 2007–2008 гг. устанавливались на уровне $46, а в 2009 г. – $42 за баррель. В 2006 г. они ожидались $51 за баррель.

В мае правительство одобрило новый прогноз: на 2006 г. цена была повышена до $58 за баррель, в 2007 г. – до $54, в 2008 г. – до $50, а в 2009 г. оставлена неизменой. Еще через неделю Минэкономразвития переписало и этот прогноз – соответственно $62, $58, $53 и $48 за баррель. Частые корректировки чиновники объясняли динамикой мировых цен и прогнозами ведущих энергетических агентств.

В ходе подготовки Минфином проекта бюджета-2007 нефтяной прогноз был в очередной раз скорректирован. Как сообщил руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач, вчера на совещании у зампреда правительства Александра Жукова чиновники договорились поднять прогноз на 2006 г. – до $65 за баррель. “По 2007 г. идет последний пересчет параметров, но очевидно, что планка будет повышена до $61 за баррель”, – полагает Клепач. Средняя цена по семи месяцам 2006 г. составляет $62,3 за баррель, а существенное снижение цен до конца года в Минэкономразвития считают маловероятным. Консенсусная оценка мировых агентств по 2007 г. близка к $61 за баррель, объясняет Клепач.

Изменен и прогноз роста ВВП на 2006 г. Сейчас он ожидается на уровне 6,5% – вместо 6,1%, предсказывавшихся в мае, в 2007 г. – 6% против 5,7%, а в 2008 г. – 5,8% против 5,6%, в 2009 г. – 5,9% против 5,7%. Источник в Минфине говорит, что возражений указанные цифры не вызывают: “Пересмотр объемов ВВП требует от нас оперативно произвести пересчет основных параметров бюджета на следующий год”.

В июне правительство одобрило трехлетний финплан. ВВП на 2007 г. составил в этом плане 30,25 трлн руб., доходы бюджета – 6,629 трлн руб. (в 2006 г. ожидается 6,02 трлн руб.), расходы – 5,282 трлн руб. (4,33 трлн руб.). Насколько теперь изменятся эти показатели, Клепач говорить отказался. По словам чиновника Минфина, повышение прогноза на $1 за баррель добавляет бюджету примерно 50 млрд руб. доходов. К прежним показателям бюджета-2007 можно, таким образом, добавить порядка 150 млрд руб. доходов, “хотя зависимость нелинейная”. Из них 80–85% уйдет в стабфонд, так что бюджет сможет расписать в расходы 22,5–30 млрд руб.

Новый прогноз Минэкономразвития соответствует общим ожиданиям, считает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Есть целый ряд факторов, благодаря которым цены на нефть продолжат рост: и ситуация на Ближнем Востоке, и нехватка резервных мощностей для наращивания добычи, и спекулянты, торгующие фьючерсами, и рост спроса, и ослабление доллара. Любое событие поддерживает нервозность на рынке и толкает цены вверх, заключает Нестеров.

По расчетам эксперта Центра развития Натальи Акиндиновой, повышение прогноза даст дополнительных доходов бюджета минимум в 184 млрд руб., из которых 154 млрд руб. пойдут в стабфонд. По ее мнению, разница в $3,5 – в пределах одного сценария, “оптимистичного, но не агрессивного”.

Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов согласен, что Минэкономразвития не переходит грань риска: по большинству прогнозов, цены будут медленно идти вверх. При расчете прежних бюджетов прогнозы были консервативны – нужен был запас прочности. А сейчас нужны “нормальные” прогнозы, чтобы видеть риски и ресурсы для экономического роста, считает Белоусов.

Чиновники выбирают из двух зол, полагает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Если дать неадекватный прогноз, к середине года все равно накопятся допдоходы и депутаты будут требовать их израсходовать. Лучше это сделать с самого начала под контролем Минфина в рамках бюджетного процесса.