Расплата “Роснефти”

М. Стулов

14 июля “Роснефтегаз” и “Роснефть” разместили 14,8% акций нефтяной компании за $10,4 млрд. Из них 4,4% (400 млн) акций “Роснефти” были выпущены для IPO, а 10,4% акций принадлежали “Роснефтегазу”, за продажу которых он получил $8,5 млрд. Так “Роснефтегаз” смог погасить кредит перед иностранными банками на $7,5 млрд, привлеченный в декабре 2005 г. на покупку 10,74% акций “Газпрома”. “Роснефть” выручила $1,9 млрд, продав 253 млн акций.

Вчера выяснилось, что большая часть денег пошла на досрочное погашение кредита индийской ONGC на сумму $1,34 млрд. Об этом “Ведомостям” рассказал источник, близкий к “Роснефти”. Кредит ONGC был привлечен в 2001 г. в рамках проекта “Сахалин-1”, единственного российского проекта индийских нефтяников. Компании договорились, что “Роснефть” продаст индийцам половину из своего 40%-ного пакета в “Сахалине-1” более чем за $300 млн, а ONGC обязалась финансировать в проекте долю “Роснефти”. Сделка была оформлена как кредит, который “Роснефть” должна возвращать из прибыли от продажи нефти, добытой на “Сахалине-1”, на условиях LIBOR + 3%, объясняет представитель “Роснефти”. Сегодня же, говорит он, ставки по кредитам госкомпании намного ниже LIBOR + 0,65%. Поэтому и было решено погасить индийский заем досрочно. В ONGC отказались от комментариев.

Источники, близкие к руководству “Роснефти”, и прежде не исключали, что львиную долю вырученных от IPO средств компания пустит на погашение и реструктуризацию гигантских долгов. Покупка “Юганскнефтегаза” в конце 2004 г. сделала “Роснефть” вторым по объему долга заемщиком страны. На конец I квартала 2006 г. долгосрочный долг компании (данные по US GAAP) составлял $7,7 млрд, краткосрочный – $3,9 млрд. А их обслуживание, по подсчетам аналитика инвестбанка “Траст” Михаила Галкина, обходилось до $1 млрд в год. Все дело было в высоких ставках по долларовым кредитам: по отчету “Роснефти” по US GAAP за девять месяцев 2005 г., в прошлом году эти ставки были от LIBOR + 1,7% до LIBOR + 4%, у “Роснефти” даже оставались кредиты под LIBOR + 7%. Это заставило госкомпанию всерьез задуматься над оптимизацией своего долга, отмечает Галкин. В 2006 г. “Роснефть” заняла у западных банков $2 млрд под рекордно низкие LIBOR + 0,65%, а в марте попросила своих западных кредиторов, в том числе ABN Amro, Barclays Capital, DrKW, J.P. Morgan и Citibank, снизить ставки по ранее привлеченным кредитам на общую сумму $3,1 млрд до LIBOR + 0,65%. Уговаривать банки пришлось больше месяца, но в конце концов они пошли ей навстречу. Как сообщала “Роснефть” в апреле 2006 г., по итогам переговоров она, в частности, добилась снижения ставок по пятилетнему займу на $2 млрд, организованному ABN Amro и Barclays в октябре 2005 г. на условиях LIBOR + 1,8%, а также по кредиту на $800 млн, предоставленному в декабре 2004 г. ABN Amro по ставке LIBOR + 2%.

Для банков – кредиторов “Роснефти” сделка с ONGC оказалась неприятным сюрпризом. “Теперь банки выглядят глупо”, – сетует один из инвестбанкиров. “Если бы у нас был выбор – понизить ставки или досрочно закрыть кредит, многие из нас выбрали бы второе”, – поддерживает его другой банкир. Многие из банков воспользовались бы вариантом досрочного погашения кредита, соглашается Галкин. ONGC думала о покупке акций “Роснефти”, надеясь купить через IPO 4–4,5% за $3 млрд, сообщало 10 июля “Прайм-ТАСС” со ссылкой на представителя министерства нефтяной промышленности и газа Индии. По данным Reuters, ONGC была в числе покупателей, но подтвердить это “Ведомостям” не удалось.

Погашение долга перед ONGC снизит размер долга госкомпании до $10,5–10,7 млрд, отмечает эксперт, и улучшит долговые показатели. Соотношение долга “Роснефти” к ее капиталу на начало 2006 г. составляло почти 2 к 1, а после погашения кредита индийцам составит 1 к 1. А показатель долга к EBITDA, по расчетам Галкина, снизится c 1,7 до 1,5. По его оценке, у “Газпрома” долг к EBITDA – ниже 1,5, а долг к капиталу – 1 к 3. Вчера Standard & Poor’s повысило рейтинг самой “Роснефти” до BB с прогнозом “стабильный”, сообщила “Ведомостям” аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. Причина повышения – погашение кредита “Роснефтегаза” на $7,5 млрд, поручителем по которому выступала “Роснефть”, говорит она. Но рейтинг “Роснефти” все еще ниже, чем у “Лукойла” и ТНК-ВР (рейтинги ВВ+).