Северный заезд


На прошлой неделе Финэко-банк объявил о том, что нашел стратегического инвестора – компанию Straumborg. Сумму сделки стороны не раскрывают. Straumborg является частью одного из крупнейших в Исландии холдинга, принадлежащего исландскому предпринимателю Йону Хелджи Гудмундссону. Финансовые показатели холдинг не раскрывает. Но на начало года в него входили промышленная группа Norvik, инвесткомпания Straumborg и зарегистрированная в Латвии Sia Solvina. В России Гудмундссон занимается обработкой леса – тут работает его компания Norwood (входит в Norvik).

Получить комментарии Гудмундссона не удалось, а член совета директоров Финэко-банка Андрей Казаков рассказал, что банк, до сих пор работавший с небольшим количеством корпоративных и частных клиентов (по данным ЦБ РФ, уставный капитал банка составляет 300 млн руб. и он не имеет права привлекать вклады населения), сосредоточится на обслуживании иностранных (в частности, исландских) и российских крупных предприятий. Банк собирается сохранить в своем портфеле и розничный бизнес – выдавать ипотечные и автокредиты. В ближайшее время он получит стандартный пакет лицензий, в том числе брокерскую, и постарается вступить в систему страхования вкладов, куда с первого раза не был принят. Акционеры собираются увеличить капитал и активы банка “в разы”, сообщил Казаков, уточнив, что бизнес-план будет утвержден в течение месяца.

Через две недели банк планирует сменить название на Норвик-банк. Будет расти и его штат, говорит Казаков. В совет директоров уже вошли три представителя исландской компании, включая самого Гудмундссона.

“Финэко” – второй банк, который Гудмундссон покупает в бывшем СССР: в начале года его компания приобрела 51% акций латышского Lateko banka. “Возможно, исландцы купили Финэко-банк еще тогда, а сейчас просто завершили сделку, ведь у этих банков были общие владельцы”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Представитель Латэко-банка Рамиль Кадыров подтвердил, что до сделки с исландцами у Lateko и Финэко-банка были “некоторые общие акционеры”, однако не стал называть их имен. По словам Казакова, исландцы будут делать из Финэко-банка такой же крупный банк, как Lateko. А латышский банк был признан журналом The Banker лучшим кредитным учреждением в этой стране.

Однако российские банкиры отзываются о нем с осторожностью. Около двух лет назад ЦБ неофициально рекомендовал банкам воздержаться от операций с латышскими банками из-за обвинений Госдепартаментом США некоторых из них в отмывании, вспоминает один из российских банкиров. Lateko ранее закрыл представительство в России, подтвердил источник в банке, отказавшись объяснить причину такого шага. “У них были некоторые проблемы с ЦБ, но сейчас их нет, так что “Финэко” – чистый банк, – говорит российский банкир, попросивший не упоминать его имени.

Похоже, убедились в этом и финансисты Гудмундссона. В начале июня представители Lateko встречались с руководством Ассоциации российских банков и заявили о намерении активно работать на местном рынке.