“Система” спасла Херцога


Как рассказал “Ведомостям” генеральный директор “Системы масс-медиа” Михаил Дунаев, его компания через люксембургскую “дочку” Thema Production инвестировала $4 млн в съемки нового фильма немецкого режиссера Вернера Херцога “Спасительный рассвет” (Rescue Dawn). Главные роли в фильме исполнил “новый Бэтмен” Кристиан Бейл, его напарником стал Стивен Занн (“Сахара”, “Национальная безопасность”, “Вне поля зрения”).

Rescue Dawn рассказывает историю пилота ВВС США Дитера Денглера, сбитого над Лаосом во время вьетнамской войны. Оказавшись в лагере для военнопленных, Денглер и его товарищи по несчастью организуют из него дерзкий побег. Фильм основан на реальных событиях.

“Прошлым летом продюсеры Rescue Dawn обратились к нам с предложением финансировать съемки этого фильма, но мы отказались”, – рассказывает Дунаев. СММ не устроила смета проекта, хотя сценарий показался интересным, объясняет Дунаев. Спустя месяц продюсеры фильма обратились уже с просьбой “спасти” проект. “Мы сократили бюджет, внесли коррективы в сценарий и только на этих условиях согласились дать им денег”, – говорит Дунаев.

По условиям сделки с производителем Rescue Dawn, продюсерской компанией Gibraltar Films, СММ помимо вложенных денег получает 30% выручки от проката картины. “Они фактически спасли этот проект”, – восхищается директор Gibraltar Films Стив Марлтон.

Для СММ Rescue Dawn стал вторым “спасенным” западным фильмом. “Мы дали денег Вуди Аллену на съемки Match Point, когда от картины отказались прежние спонсоры”, – вспоминает Дунаев. При рабочем бюджете в $15 млн Match Point собрал в мировом прокате $78,2 млн и был номинирован на “Оскар”. Инвестиции СММ через Thema Production составили порядка $2 млн. Дунаев отмечает, что следующий фильм Аллена компания финансировать не захотела, так как не была уверена в его коммерческой успешности.

Дунаев особенно акцентирует внимание на том, что кино для СММ – это не искусство, а в первую очередь бизнес. “Но Вернер Херцог за всю свою карьеру не снял ни одного коммерческого фильма”, – рассуждает главный редактор сайта IMDB.com Марк Энглхарт. Он вспоминает, что финансовым успехом режиссера стал документальный фильм Grizzly Man, рассказывающий о защитнике прав медведей, которого задрал гризли. Фильм собрал в прокате $3,1 млн. “В смысле бизнеса Вернер новичок, у него не было ни одного блокбастера”, – соглашается Марлтон из Gibraltar Films. При этом он полагает, что коммерческий успех картины обеспечат в первую очередь актеры. “После “Бэтмена” Кристиан Бейл стал звездой первой величины и способен вытянуть любой проект”, – соглашается эксперт компании Exhibitor Relations Пол Дегарбидиан.

У российских экспертов инвестиция СММ удивления не вызвала. “Вложение денег в западный проект, производство которого осуществляется не в России, – это чистой воды бизнес, который к кино не имеет отношения”, – считает директор российско-американской кинокомпании RAMCO Сергей Конов. “Американская система проката более прогнозируема, чем наша, поэтому с точки зрения бизнеса надежнее вкладывать в иностранное производство”, – соглашается генеральный директор “Невафильм” Олег Березин.

Относительно прокатной судьбы Rescue Dawn у опрошенных “Ведомостями” экспертов единого мнения нет. Пол Дегарбидиан из Exhibitor Relations уверен, что фильм окупится и даже принесет прибыль инвесторам. “По голливудским меркам это очень маленький бюджет, и сильный актерский состав и именитый режиссер дают ему отличные перспективы”, – рассуждает эксперт. Он, правда, замечает, что судьба картины будет сильно зависеть от рецензий, так как традиционная аудитория фильмов Херцога в отличие от зрителей блокбастеров ориентируется в первую очередь на критиков. “Туманными” считает перспективы фильма Энглхарт из IMDB.com. “У них до сих пор нет дистрибутора, а от этого во многом зависит финансовый успех картины”, – объясняет он. “Дистрибутора мы найдем после первого показа фильма, который состоится на кинофестивале в Торонто”, – возражает Марлтон. “Но так искать себе дистрибутора с точки зрения бизнеса очень неграмотно”, – сетует Конов. Он считает, что это свидетельствует о том, что фильм некоммерческий и у его создателей нет надежд на получение прибыли. “Даже если картина соберет не $12 млн, а $5 млн, то мы отбили свои деньги плюс премиальные”, – говорит Дунаев. Он объясняет, что по условиям заключенного соглашения СММ “первая на возврат и первая на получение прибыли”.