Складоискателям


По данным ГК Armadillo, объем саратовского рынка грузоперевозок – около $8 млн. Основные грузопотоки приходятся на перевозки телекоммуникационного оборудования, оргтехники, оборудования для нефтегазовой отрасли, автозапчастей.

Логистический центр класса А площадью 150 000 кв. м (около 400 000 палет) будет построен в конце 2007 г., сообщил “Ведомостям” гендиректор Hatch-РБС Александр Либеров. По его словам, примерная сумма инвестиций в проект составит $150 млн. 15% от этой суммы пойдет на создание инфраструктуры, 15% – на закупку оборудования, остальное – на строительство терминала, рассказал Либеров и отметил, что сумма инвестиций может варьироваться в зависимости от стоимости оборудования. В саратовском министерстве инвестиционной политики добавили, что компания пришла в область по инициативе министерства, которое обратилось с предложением о сотрудничестве к руководству Hatch-РБС.

По словам Либерова, основным инвестором выступит иностранная компания, назвать которую он отказался, сославшись на коммерческую тайну. Инвестор предоставит средства для строительства и будет эксплуатировать центр три года – до момента окупаемости, потом центр перейдет в собственность обладминистрации и местного оператора, рассказал Либеров. Источник, знакомый с проектом, рассказал “Ведомостям”, что речь идет о банке. Уровень рентабельности будет доходить до 35%, говорит Либеров, доли собственности сейчас уточняются, а оператор будет выбран на тендере в сентябре 2006 г.

По словам Либерова, областное министерство инвестполитики предоставило для строительства три площадки на выбор и окончательный выбор участка будет сделан в сентябре, начало строительства запланировано на январь-февраль 2007 г.. По его словам, также могут быть выбраны две площадки для строительства двух терминалов площадью 100 000 кв. м каждый – на границе области и в центре – вместо одного площадью 150 000 кв. м. Либеров отметил, что центр позволит увеличить товарооборот области примерно на 30%. По его оценкам, дефицит логистических мощностей в области доходит до 500 000 кв. м.

В начале лета 2006 г. областные власти объявили о намерении построить крупный логистический центр на границе с Казахстаном в Озинках. По словам председателя правительства области Андрея Новицкого, в случае, если проект этого терминала будет одобрен правительством РФ и построен, он не будет конкурировать с проектом Hatch-РБС. Терминал в Озинках предполагает складирование грузов, доставляемых железнодорожным, автомобильным и авиатранспортом, а центр Hatch-РБС ориентирован на внутриобластные перевозки автотранспортом.

Эксперты и участники рынка по-разному оценивают перспективы проекта. Особой необходимости в таком проекте в Саратове сейчас нет, полагает гендиректор логистической компании “АТЛ Самара” Юрий Артамонов. Он считает, что заполняемость терминала в ближайшие год-два не превысит 50% и только через 2–3 года область дозреет до такого центра. Основные игроки ритейла пока обходят Саратовскую область стороной, предпочитая осваивать более экономически сильные области (Самарскую область, Татарстан, Башкортостан), а пищевики оборудуют собственные складские площади. В Самаре сейчас строятся несколько логистических центров класса А, совокупная площадь которых к концу 2007 г. достигнет 150 000 кв. м.

А директор саратовского филиала ГК Armadillo Денис Мищенко уверен, что терминал с высоким качеством сервиса в Саратове нужен уже сейчас. По его словам, строительство двух центров – на границе и в центре Саратовской области – оптимальный вариант. Терминал вблизи от границы может осуществлять качественную обработку и таможенную очистку грузов, а логистический комплекс в центре Саратовской области мог бы вести распределение грузов по направлениям, рассуждает Мищенко. Директор по развитию компании Becar Игорь Горский отмечает, что в регионах наиболее востребованы центры класса В: класс С низок для сетевиков, а класс А слишком дорог.

Директор ТД “Лиа-Лев” (сеть “В яблочко”) Лев Съемщиков говорит, что сейчас не испытывает острой нужны в новых складских площадях. “Но мы могли бы воспользоваться новым центром, ведь качественных логистических услуг в регионе мало”, – отмечает Съемщиков.