Совсем один


В феврале Газпромбанк сопроводил выпуск бондов “Русского стандарта” исследованием, в котором оценил стоимость этого банка в $1,5–2 млрд. Близка к этому и оценка гендиректора “Интерфакс-ЦЭА” Михаила Матовникова – 4,1 млрд руб. (около $170 млн) за 6,4% акций “Русского стандарта”.

Акционером “Русского стандарта” Международная финансовая корпорация стала в декабре 2002 г. По итогам допэмиссии в ее собственности оказалось 11,66% акций банка. Правда, затем эта доля размылась до 6,4%.

Компанию IFC могли составить и другие инвесторы. Так, в том же 2002 г. Европейский банк реконструкции и развития получил опцион на приобретение 10,44% акций “Русского стандарта”. Более того, в июле 2004 г. ЕБРР решил его исполнить. Но “Русский стандарт” воспользовался правом заплатить ЕБРР $4 млн компенсации и досрочно погасить кредит в $10 млн, сохранив неизменной структуру собственности банка.

Тогда же Тарико объявил о договоренности о продаже примерно 45%-ной доли в “Русском стандарте” компании Cetelem – специализирующейся на потребительском кредитовании “дочке” французского банка BNP Paribas. Но затем отказался и от сделки с французами. Тарико счел, что продешевил, предполагали многие участники рынка.

Теперь в капитале “Русского стандарта” разошлись пути Тарико и IFC. Корпорация приняла решение о выходе из состава акционеров банка. С начала сотрудничества банк усилил свою репутацию и кредитный рейтинг на рынке и сегодня способен самостоятельно привлекать долгосрочное финансирование на рынках капитала. IFC считает, что ее роль как акционера этого банка завершена, передал вчера через пресс-службу главный советник по инвестициям IFC Томаш Телма.

По словам Телма, инициатором сделки выступила российская сторона. А IFC лишь согласилась с предложением главного акционера. Получить комментарии у Тарико не удалось. Но эту информацию подтвердил председатель правления “Русского стандарта” Дмитрий Левин. По его словам, обсуждение вопроса шло с начала этого года. Причину такого шага Левин обсуждать отказался. А источник в окружении Тарико приводит такие же аргументы, как и IFC: банк вырос, окреп и способен развиваться без партнеров по акционерному капиталу. Согласны с этими доводами и аналитики. “Причина предложения “Русского стандарта” выкупить пакет акций у IFC, думаю, заключается в том, что капитализация банка стремительно растет и сегодня он уже не нуждается ни в стратегических, ни в миноритарных инвесторах”, – говорит аналитик Standard & Poor’s Евгений Тарзиманов.

На каких условиях IFC расстается со своим пакетом, участники сделки не раскрывают. Но досрочно долги в $110 млн перед IFC банк не гасит. Впрочем, ссужал “Русскому стандарту” и ЕБРР уже после отказа в исполнении опциона.

Теперь в руках Тарико окажется практически 100% акций банка. Это упростит ему процесс привлечения новых инвесторов, считает коллега финансиста. Однако по условиям “развода” с французами “в течение определенного времени” у “Русского стандарта” не может меняться основной владелец и отчуждаться более 10% активов. Один из банкиров уверяет, что речь идет о трехлетнем сроке, отсчитываемом с сентября 2004 г. Левин отмечает, что группа не закрыта для поиска партнеров. Однако признает, что этот вопрос может встать на повестке дня лишь “в долгосрочной перспективе”. Пока же никаких переговоров об этом “Русский стандарт” ни с кем не ведет.

Томас Склафани, пресс-секретарь American Express, сделавшей “Русский стандарт” эксклюзивным партнером системы в России, уверяет, что выход IFC из капитала “Русского стандарта” не повлияет на сотрудничество с ним, которое и так развивается успешно. На кредитоспособности банка и отношении к нему инвесторов расставание с IFC не отразится, полагает аналитик Райффайзенбанка Максим Раскоснов. “Сейчас “Русский стандарт” – один из самых узнаваемых российских эмитентов, и его узнают и без такого авторитетного акционера, – подчеркивает он. – А главный фактор его популярности среди кредиторов – высокая рентабельность бизнеса”.