Торжество зайцев


До осени 2003 г., когда было образовано ОАО “РЖД”, тогдашние сотрудники Министерства путей сообщения при обнаружении зайца в пригородном поезде штрафовали его на 100 руб. Еще надо было заплатить за билет, но, как правило, контролеры удовлетворялись суммой в 2–3 раза меньше, а квитанцию об уплате штрафа не выписывали. Но штрафовать безбилетников имеют право только чиновники, а не сотрудники госкомпании. Это обстоятельство и желание увеличить доходы от пригородных перевозок побудило РЖД установить турникеты на вокзалах и станциях при выходе с платформы. А рядом появились “кассы на выход”, где безбилетник должен купить билет и доплатить за эту услугу 50 руб., после чего он оказывается на свободе. Оформление билета на конечном пункте следования пассажира железнодорожники назвали “дополнительной услугой”, ведь правила перевозок обязывают покупать билет до посадки.

Общество защиты прав потребителей “Общественный контроль” (ОЗПП) посчитало, что эта услуга противоречит Конституции и закону о защите прав потребителей: навязывать дополнительные платные услуги компании не имеют права. Вдобавок эта услуга может быть навязана и тем, кто в поезде не ехал, а просто оказался на платформе в качестве встречающего или провожающего, говорит председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Тоненький билет может намокнуть под дождем, потеряться или смяться в кармане и мнимый заяц заплатит 50 руб., по сути, штраф, возмущается Аншаков.

РЖД категорически не согласна. В отзыве на иск ОЗПП юридическая служба Московской железной дороги (филиал РЖД) утверждает, что дополнительная услуга по оформлению билета “на выход” введена в интересах граждан – “в целях приближения услуги к потребителю”. Затраты на оформление билета составляют 69,6 руб., говорится в отзыве, так что РЖД даже оказывает ее себе в убыток.

Судью Мещанского райсуда Екатерину Сеничкину эти доводы не растрогали. Распоряжение РЖД и приказ МПС, на основании которого берется плата, устанавливают размер платы за дополнительную услугу по продаже билета только в случае, если она оказывается вне касс железной дороги, говорится в решении суда, оказавшемся в распоряжении “Ведомостей”. А продажа билета в кассах не может считаться дополнительной услугой, поскольку “по общему правилу осуществляется именно в кассах”, решил суд, обязав РЖД прекратить брать с зайцев по 50 руб. и сообщить пассажирам о своем решении.

РЖД сдаваться не собирается. Решение суда будет обжаловано, говорит руководитель пресс-службы компании Наталья Акафьева. РЖД рассматривает вариант снижения стоимости допуслуги “на выходе” до 15–20 руб. В июле РЖД снизила плату за оформление билета непосредственно в электричках как раз до 15 руб. без НДС. Сколько РЖД получила от продажи билетов “на выходе”, Акафьева не сказала.

Впрочем, РЖД – крепкий орешек. Еще в октябре 2002 г. Мещанский суд удовлетворил иск столичной прокуратуры, обязав Московскую железную дорогу демонтировать турникеты на выходе с платформ. Кассационная жалоба удовлетворена не была, а спустя год прокуратура возбудила уголовное дело против начальника Московской железной дороги Владимира Старостенко за “злостное” неисполнение решения суда. Потом дело было закрыто.