ВОПРОС ДНЯ: Не часто ли меняются прогнозы?


Это политика и игра. Чиновники позволяют себе часто пересматривать прогноз, ведь от него зависит ход политических баталий вокруг будущего бюджета. А вот реальность от переиначивания правительственного прогноза не меняется. Но лично мне не очень нравится манера постоянно корректировать прогнозы. Достаточно угадать тренд и прикинуть показатели. А, скажем, будет ли рост ВВП через три года 5,9% или 5,7%, угадать нереально, и пытаться это сделать бессмысленно. Не исключено, что цены скоро превысят $80 за баррель, и, если не повысили бы прогноз, дополнительные доходы рисковали настолько превзойти все мыслимые показатели, что только половина доходов оказалась бы прописана в бюджете.

Юлия Цепляева, начальник исследовательского отдела ING Bank

У правительства, особенно у Минфина, традиционно консервативный подход к бюджетному планированию. Да, лучше занизить цены на нефть, чем ошибиться в другую сторону. Ведь тогда бюджет нужно будет пополнять за счет внебюджетных источников или урезать его расходы. Но сейчас мы прошли II квартал – время низких цен на нефть. Он показал, что нефть сильно не подешевела. Очередная перепалка вокруг бюджета связана с тем, что его готовят в Думу, которая не раз высказывала недовольство заниженным прогнозом цен.

Владимир Тихомиров, старший экономист “Уралсиба”

За эти месяцы поменялась идеологическая установка. Апрельский вариант бюджета был крайне консервативен: планировалось всего лишь 15%-ное увеличение расходов. С точки зрения макроэкономики это полностью оправдано. Но исходя из предвыборных реалий – слишком смело. Потом появились приоритетные нацпроекты и прочие траты, и исходить из прежних жестких установок стало неразумно. Но нельзя упрекнуть чиновников за осторожность в повышении прогноза: сырьевые рынки торговались весьма нервно, так что перестраховка оправданна. Но в частном секторе так часто прогнозы не корректируют. Мы подобные цифры изменяем где-то раз в год.

Евгений Гавриленков, главный экономист “Тройки Диалог”