Anheuser-Busch рвется на Запад


Несмотря на превысившие ожидания результаты II квартала, объявленные на прошлой неделе (рост прибыли составил 7,4%), аналитики считают, что компании нужно приложить больше усилий, чтобы противостоять усиливающейся неблагоприятной тенденции – американцы переключаются на импортное пиво, вино, крепкие и безалкогольные напитки. Из местного же пива они отдают предпочтение продукции небольших пивоварен, которая в некоторых пивных заведениях является единственным конкурентом европейских сортов.

В отличие от других крупных международных пивоварен, таких как InBev и SABMiller, Anheuser осторожно подошла к международной экспансии – 80% ее бизнеса сконцентрировано в США, а этот рынок подвержен стагнации из-за замедления общего экономического роста в стране и конкуренции со стороны зарубежных пивоваров. В первой половине года продажи импортного пива в США выросли на 13%. Аналитик Morgan Stanley Билл Пекориелло предполагает, что американский рынок пива будет в обозримом будущем расти в среднем на 0,5% в год, но исключительно за счет импортеров и частных пивоварен, а крупнейшим американским пивоварам придется приложить усилия, чтобы только сохранить свою долю рынка.

В этом году Anheuser отвоевала часть территории SABMiller, второго по величине американского пивовара. Но на США приходится только треть продаж этой группы, акции которой торгуются в Лондоне, и у нее есть потенциал роста и в других частях света. При этом SABMiller принадлежит несколько иностранных марок, конкурирующих на американском рынке импортного пива.

Anheuser предприняла ряд робких шагов за пределами США. Компания приобрела четвертую по величине китайскую пивоварню Harbin Brewery, ей также принадлежит 50% акций мексиканской Grupo Modelo, производителя Corona. Но, по мнению аналитика Bear Stearns Карлоса Лэбоя, этого недостаточно для того, чтобы успешно конкурировать на международном рынке с InBev и SABMiller, а при том что лучшие активы в этом секторе по всему миру уже раскуплены, догнать их будет нелегко. “Anheuser-Busch могла за последние 10 лет стать игроком мирового масштаба и упустила эту возможность, – говорит Лэбой. – Потеря позиций на международном уровне в пользу конкурентов – значительное препятствие для роста компании”.

По словам Рэнди Бэйкера, финансового директора Anheuser, компания заинтересована в зарубежных приобретениях и создании международных альянсов, но не испытывает острой необходимости в них. “Нам нужно инвестировать в рост, но нам не нужны приобретения исключительно ради увеличения размеров компании”, – говорит менеджер.

Более радикальную стратегию Anheuser приняла в США – это экспансия на рынках вина и крепких напитков. “Мы собираемся расширить ассортимент продуктов, – говорит Бейкер, – наш новый подход – отсутствие ограничений по содержанию алкоголя в напитке, происхождению алкоголя или виду напитка”. Anheuser уже выпускает несколько напитков с ведущим производителем рома Bacardi, а в начале года заключила контракт по продажам с Hansen, производящей энергетические напитки. Росту продаж в этом году компания обязана в том числе доле, которой она владеет в Grupo Modelo. По мнению аналитика Citigroup Бонни Херзог, Anheuser стоит исследовать возможности слияния с другими производителями крепких напитков и вина. “По мере того как население страны стареет, мы ожидаем продолжения перехода с отечественного пива на крепкие напитки, вино и импортное пиво”, – говорит эксперт. (WSJ, 30.07.2006, Кирилл Корюкин)